MoReBo обратился к литераторам со следующими вопросами:
1) Слушаете ли Вы еще Высоцкого? Почему?
2) Если бы Высоцкий дожил до 75 - о чем были бы его песни?
Михаил Бутов
1. Высоцкого я верно слушаю в течение последних сорока лет, до сих пор он бывает для меня весьма важен. Среди причин (кроме тех вроде бы обычных, но плохо поддающихся определению, по каким вообще кто-то что-то слушает, предпочитает другому) остались, наверное, такие.
Во-первых, песни Высоцкого бывают совершенны, то есть ими можно наслаждаться, как и всяким иным совершенством. Разумеется, это совершенство в рамках тех правил игры, которые он сам себе установил – но правила эти полновесные, не вырожденные, и недаром не существует хотя бы комичных имитаторов Высоцкого. Во-вторых, конечно, не все песни. Проходного у Высоцкого масса. Вот, с моей точки зрения, совершенными являются песни «Я вчера закончил ковку, я два плана залудил» (рекомендуется слушать ее на шемякинской записи) или «Про речку Вачу», а вот надрывно-фальшивая «Кони привередливые» как раз максимально далека от этого качества. Мне, кстати, понадобилось много лет, чтобы понять, что меня там так злит – литературно-сказовый составной предлог «по-над». И еще – Высоцкий, как ни крути, является лучшим автором реальной, а не имитированной гражданской лирики позднего советского времени. И я как-то с детства был влюблен во всех этих «Аистов», «Черных бушлатов» и «Сыновья уходят в бой» - не меньше, чем в песни про алкоголиков. С течением времени, правда, акцент сместился. И я все чаще стал просыпаться утром с другими строчками в голове: «А я сидел с заначенною трешкой, чтоб утром гнать похмелие мое, в обнимочку с затасканной гармошкой, меня и пригласили за нее». И вот тут мы плавно переходим ко второму пункту. Удивление. Как раз чем дальше идет время, тем Высоцкий удивляет все больше. Оказалось, что его текстами - причем не цельными, а растащенными на отдельные строки – можно полностью описать если не всю российскую реальность сегодня уже (а еще недавно и это выходило), то по-прежнему во всей полноте российскую экзистенцию.
2. В поэтике Высоцкого – даже в вещах «исповедального» ключа, в гражданской лирике, – конструктивно важное место занимает жанровая сценка, яркое речевое или поведенческое проявление персонажа в определенном антураже. Сегодня ничего подобного в нашей жизни уже не осталось, негде подсмотреть-подслушать, да и придумать естественно вряд ли удастся. Отсюда можно предположить, что вымышленный переживший себя Высоцкий застопорился бы в бандитской романтике девяностых, а заодно производил бы бесконечных «Привередливых коней». Но это такое линейное прогнозирование, оно не работает. Так что, во-первых, скажем банальное: Высоцкий такой, какой он был, и с теми песнями, которые мы знаем, никак не мог дожить до 75 лет, и рассматривать всякие «если бы» довольно бессмысленно. Во-вторых, Высоцкий все-таки был немалый художник, так что мог, в случае чего, и извернуться. Полагаю, он бы на самом деле отходил от песен (особенно по мере того, как они переставали бы приносить деньги) и занимался «бумажными» стихами и прозой. А вот насколько он оказался бы успешен здесь – это большой вопрос.
Сергей Гандлевский
1. Я его не слушаю специально, но когда случайно слышу, бываю рад, как хорошему воспоминанию.
2. Ну, это гадание на кофейной гуще. Высоцкий был очень талантлив и именно поэтому непредсказуем.
Денис Драгунский
1. Высоцкого я слушаю часто, но странным манером - не через плеер, а как бы внутренним слухом. Я постоянно - чуть ли не раз в неделю, хотя трудно тут точно подсчитать - вспоминаю одну-две из небольшого набора его песен. Про "дом на Третьей Мещанской", про Нинку, про "Вань, гляди, какие клоуны". Про того, кто раньше с нею был, про "Нам хорошо, нам хочется смеяться" - и конечно, про то, что "в гости к Богу не бывает опозданий". Высоцкий, как Некрасов - очень обилен и разнообразен, очень неровен, но в своих лучших вещах - это великий народный поэт. И я вспоминаю "Охоту на волков" и "Затопи ты мне баньку" примерно так же, и с таким же, извините, чувством - как "Морозно. Равнины белеют" или "Про холопа примерного, Якова верного".
2. Думаю, о том же: о страстях души.
Борис Минаев
1. Не слушаю. Но причина только одна - я уже давно (может, лет 20?) мечтаю послушать его с тем оркестром, с которым он записывался в Париже. Там потрясающий сплав его (огромного новатора) и старой цыганской традиции. Говорят, что часть этих музыкантов играла с Алешей Дмитриевичем. Высоцкий за всю свою жизнь так и не нашел (кроме этой пластинки) достойных себе музыкантов. А он был очень музыкален. И хотя Гаранян с оркестром "Мелодия" играют очень хорошо, но все-таки это... не совсем точное попадание. Я говорю об этом так подробно потому, что всю жизнь Высоцкому испортило, и отравило то, что он считал себя большим серьёзным поэтом. Он был автором песен. Но если любой французский автор легко и без напряжения получил прекрасную музыкальную опору, сопровождение, ткань, то у Высоцкого этого не было. Поэтому слушать его мне сложновато. Не хватает чего-то
2. К сожалению, он писал бы уже начиная с 50, или верней 60 какие-то очень плохие песни. Обличал бы перестройку, американцев-пиндосов, пел бы сатирические песни про Чубайса и Гайдара. Так я думаю. Может, глубоко ошибаюсь. Грешно говорить, но слава богу, этого не случилось. Почему я так думаю? Нельзя 30 лет подряд писать гениальные песни. Это первая причина. И вторая. Человек слаб.
Андрей Мирошкин
1. "Для себя" песни Высоцкого сейчас уже практически не слушаю. Но бывает, что доводится их послушать или прочесть стихи Высоцкого в контексте какой-либо работы. Например, в прошлом году готовил материал о выставке рисунков Михаила Шемякина в Пушкинском музее, и с удовольствием послушал заново некоторые песни Высоцкого, в том числе и такие, которые раньше почти не знал. Также кое-что "переслушивал" несколько лет назад, когда читал ЖЗЛовскую биографию Высоцкого, написанную Владимиром Новиковым.
2. Думаю, общая тематика песен его почти не изменилась бы, но у него стало бы больше песен-притч, философских баллад, сказок, исторических сюжетов. На темы политики и других актуальностей он, наверное, в основном писал бы в метафорическом, иносказательном ключе.
Владимир Новиков
1. Слушаю. Причем без использования каких-либо приборов и гаджетов. Тексты Высоцкого всплывают в моем сознании так же спонтанно, как стихи Блока или Хлебникова. От первой до последней строки. Почему? Нахожу все новые словесно-смысловые оттенки. И пишу об этом. Моя книга «Высоцкий» в серии «ЖЗЛ» только что вышла седьмым, изрядно обновленным изданием.
2. Он прожил больше, чем 75. Для Пушкина, Блока и Высоцкого установлена норма «год за два». Так что его сорок два с половиной - это восемьдесят пять. Он успел создать универсальную картину мира. Если почитать его в полном объеме, «книжно», то там все написано. В том числе и о 2013 годе.
Вопросы задавались в 2013 году. Все ответы здесь https://morebook.ru/tema/segodnja/item/1359098416972