Найти тему
Марина Вальцифер

Болгарская провинция. Баба Яна

Вчера моей соседке бабе Яне исполнилось 90 лет.

Точнее, бывшей соседке. Последние лет пять она постоянно живёт в семьях дочерей, то в Софии, то в Бургасе, и очень редко приезжает в свой сельский дом.

Здесь прошла почти вся её жизнь. После того, как умер муж, баба Яна на зиму стала уезжать в город , а в марте возвращалась в Подвис и жила тут до ноября.

"Баба" по-болгарски- это"бабушка". В сёлах так до сих пор принято обращаться к женщинам старшего возраста.

Пожалуй, ни с кем из соседок-болгарок у меня не сложилось таких тёплых отношений, как с бабой Яной.

Село есть село. Люди здесь живут поколениями, у них свои традиции и взаимоотношения. К чужакам они относятся достаточно настороженно. Причём не обязательно только к иностранцам. К любым.

Лет десять назад, когда первая русская семья купила дом в селе, даже состоялся общий сбор жителей. Обсуждали вопрос- пускать русских в село, если ещё кто-то надумает покупать дома, или нет. Решили- да, пускать. Основным аргументом было то, что село пустеет, болгар, желающих купить здесь дома, очень мало, как бы цыгане не стали заниматься самозахватом.

Впрочем, такое собрание жителей было только один раз и больше к этому вопросу никто не возвращался. Русских в селе сейчас живёт довольно много и никаких конфликтов нет. Ну, а с ближайшими соседями- у каждого свои взаимоотношения. Люди все разные.

После того, как мы купили дом, баба Яна меня взяла как бы под свою опеку. Например, когда строители нам меняли крышу дома, баба Яна постоянно контролировала, чтобы они не схалтурили ненароком. А уж когда увидела, как я, стоя на коленях, окапываю сапёрной лопаткой куст роз, прислала своего зятя, чтобы он провёл для меня мастер-класс копания земли большой лопатой. Зять пришёл с лопатой, объяснил, что именно такая лопата мне нужна и затем начал показывать, как надо втыкать лопату в землю, нажимать ногой, переворачивать и разбивать ком земли. Всё это- на полном серьёзе. Я тоже совершенно серьёзно всё это выслушала, умолчав о том,что большая лопата давно куплена, стоит у меня в мазе и пользоваться ею я, естественно, умею.

Как ни странно, но я понимала почти всё, что мне говорит баба Яна. Да и говорили мы в основном на бытовые темы. Она показывала, как надо сажать те же помидоры или чем опрыскивать виноград. Что знала- тому и учила.

Ну, а любимой темой были, конечно, успехи и достижения её внуков и правнуков. Сколько радости и гордости было, когда у её младшего внука вышел сборник стихов! Наслушавшись бабу Яну, я вообще очень долго считала, что этот её внук- профессиональный литератор, пока не выяснилось, что он юрист, причём занимающий в Софии достаточно высокую должность. Да и насчёт её старшего внука я примерно так же думала, что он футболист. В общем, классика жанра: "Дед, перестань всем рассказывать, что я - директор зоопарка. Я - командир отряда "морских котиков"".

Не знаю, кем уж баба Яна считала меня, но однажды она пришла с просьбой вылечить ей нарыв на пальце. Уколола палец во время прополки, вздулся здоровенный гнойник. В сельский медпункт она идти, видите ли, категорически не хочет, отправят к хирургу в город, да ещё и анализы заставят сдавать. Так что кроме меня помочь ей некому. Ну, ладно, наложила ей марлевую повязку с мазью Вишневского, ничего другого в аптечке не оказалось. Несколько дней баба Яна ходила ко мне на перевязки, палец зажил. Обошлось.

Природа наделила бабу Яну живым и ясным умом, только вот образования ей получить не удалось. Зато она сделала всё, от неё зависящее, чтобы образование получили дочери. Благо обе учились охотно, заставлять никого не приходилось. Помогли с мужем купить им апартаменты в городе, сначала одной дочке, потом- второй. Болгарское законодательство это позволяло и во времена социализма. Помимо работы в сельхозкооперативе, держали ещё большое стадо коз и овец, сдавали молоко и мясо. Работали много и тяжело. Ну, в общем-то обычная судьба болгарской крестьянки.

После того, как пять лет назад у бабы Яны пошатнулось здоровье, дочери её больше не отпускают одну в село на лето. Бабу Яну это огорочает, но тут уж ничего не поделаешь. А за домом и участком присматривают всем семейством, держат в порядке и продавать не собираются.

И вот вчера бабе Яне исполнилось 90.

Дай ей Бог здоровья. Всё остальное у неё есть.