2 подписчика

Последняя Volga из Мичигана

Volga Siber (funart.pro)
Volga Siber (funart.pro)

В советские годы Волга была главным автомобилем номенклатуры, немногочисленные владельцы вызывали уважение, а автомобилем восхищались. Многие хотели этот комфортный и большой автомобиль. Но время шло и вместе с увеличением доступности данного автомобиля, падал и его народный рейтинг, впрочем как и у всех отечественных автомобилей в ту пору. В конце концов никакие косметические изменения и улучшения не смогли удержать её производство, и в 2009 году последняя Волга с индексом 31105 покинула конвейер Горьковского автозавода.

Именно в этот период набирает оборот столь драматичная история последнего русского американца под названием Siber.

Siber на interauto 2007 (www.zr.ru)
Siber на interauto 2007 (www.zr.ru)

Да-да, это не опечатка, действительно Siber, поскольку именно такой первоначальный вариант названия был у нового автомобиля, однако позднее, непосредственно перед запуском серийного производства, было принято решение добавить в название - Volga. Так и появилось столь причудливое сочетание Volga Siber.

Планы производства были грандиозными, в первый год намечалось выпустить 10 000 автомобилей, на следующий уже 45 000, а в дальнейшем и вовсе выпускать по 65 000 Volga Siber в год.

Как же так получилось, что столь удачный проект на бумаге, оказался провальным в жизни?

В 2006 году Группа ГАЗ и корпорация DaimlerChrysler подписали соглашение о покупке производственных активов завода Sterling Heights Automotive Plant, расположенного в одноименном городке Стерлинг-Хайтс, округа Макомб, штата Мичиган, США. Именно на этом предприятие выпускались машины-близнецы и явившиеся донорами будущего проекта - второе поколение Chrysler Sebring и Dodge Stratus, собирающиеся с 2000 по 2006 годы. Вместе с оборудованием были приобретены и лицензии на это производство. В 2006 году на Горьковский автозавод была передана вся документация, началось перемещение оборудования и организация выделенного сборочного предприятия, полностью соответствующего мировым стандартам. А сопровождать создание производства, системы качества, запуск и процесс сборки прибыли американские специалисты.

Chrysler Sebring II (auto.ru)
Chrysler Sebring II (auto.ru)

И в 2007 году Siber уже был представлен на выставке " Interauto" в Москве.

Автомобиль получил вполне современный по меркам 2007 года атмосферный двигатель 2.4 литра, автоматическую адаптивную коробку АКПП Chrysler A604/40ТЕ с tiptronic или механическую 5-ступенчатую МКПП типа NV-T350 на выбор, и богатое оснащение: противобуксовочную систему Traction Control, аудиосистему с 6 колонками и усилителем, электропривод открывания багажника, центральный замок, систему креплений ISOFIX, регулируемую по углу наклона и вылету рулевую колонку, обогреваемые зеркала с электроприводом, гидроусилитель руля, косметические зеркала с подсветкой, электропривод регулировок сиденья водителя в 6 направлениях, электростеклоподъёмники всех стёкол, передние фары с функцией "проводи меня домой, кондиционер, две подушки безопасности с многостадийным наполнением газом - "Next Generation", автоматически затемняющееся зеркало заднего вида. Во всех комплектациях Siber имел оцинкованный кузов, а клиренс был увеличен для России с совсем неприличных 110 до 140 мм.

Siber на interauto 2007 (www.zr.ru)
Siber на interauto 2007 (www.zr.ru)

Казалось бы успех обеспечен, однако в октябре 2008 года начался мировой финансовый кризис, автомобильный рынок в России так же начал проседать. В этих условиях продажи Volga Siber были сильно подорваны, очереди из желающих не выстраивались, что вынудило ГАЗ запустить свою программу утилизации, для того, что бы распродать все автомобили из законтрактованных машинокомплектов. В итоге было продано около 10 000 автомобилей и производство Volga Siber было прекращено. Однако закупленное оборудование не простаивало, конвейер переоборудовали для сборки автомобилей Skoda, Volkswagen и Chevrolet, и работает по сей день.

Volga Siber  2010 г. выпуска
Volga Siber 2010 г. выпуска

Действительно, выпавший на кризис срок вывода автомобиля на рынок сыграл свою негативную роль. Однако это явилось основной, но далеко не единственной причиной. Огромная проблема была в неготовности российского потребителя покупать отечественный автомобиль, пусть и более высокого класса, по цене иностранного. Усилия маркетингового отдела группы ГАЗ в продвижении Volga Siber были недостаточными, реклама на телевидении практически не появлялась. Большинству владельцев приходилось на пальцах объяснять своим знакомым, что из отечественного в этом автомобиле только передний и задний бампера, оптика, да зеркала заднего вида, в остальном это чистокровный американец. Часть владельцев была вынуждена снять надпись Volga, дабы не привлекать лишнее внимание, ухмылки и тыканье пальцем, кто-то подходил к этому вопросу более радикально, переклеивая эмблему ГАЗ на решетке радиатора заменяя её на Додж, через профильный форум эти эмблемы бойко продавались. А некоторые из владельцев и вовсе решились на кардинальные изменения, заменив передние фары и бампер от американских собратьев, благо все крепления остались на родных местах. И это возымело свой эффект, автомобиль действительно был очень редким и малоизвестным, порой всего лишь снятие шильдика Volga, избавляло владельца от не очень лестного внимания.

Volga Siber (drive2.com)
Volga Siber (drive2.com)

Сейчас, оглядываясь назад, это воспринимается как нелепость, ведь качество и уровень современных отечественных автомобилей практически не отличается от зарубежных одноклассников, но 10-12 лет назад было совсем по другому, а "магия шильдика" была тогда основой целесообразности. И если бы в 2008 году на рынок вывели не Volga Siber, а Chrysler Sebring или Dodge Stratus, за эти же деньги, успех был бы гарантирован. Купить иностранный автомобиль D класса по цене близкой, или даже чуть дешевле, чем класс С, вот тут бы и очереди выстроились. Но поскольку это была очередная Волга, в умах граждан он вызывал скепсис и настороженность. Вообще называть данный автомобиль Volga было большой ошибкой, это сейчас данное название вызывает добрые ностальгические чувства, но в далеком 2008 году ассоциации с этим автомобилем были не столь прозаичные, а в простонародье и вовсе нередко звучало сравнение Волги с ведром.

Что нужно было сделать тогда, так это выводить новый автомобиль под названием Siber без каких либо приставок и оговорок, поскольку репутация Волги на тот момент была сильно подмочена, отмежеваться от старого, глядишь и реакция потенциальных покупателей стала бы более позитивной. А бренд Волга оставить до лучших времен, когда отечественный потребитель снова поверил в российский автопром.

Volga Siber (drive2.ru)
Volga Siber (drive2.ru)

Сегодня это сделать было бы самое время, и возможно, в другой парадигме, рестайлинг второй генерации Siber в 2020 году, который увы не состоялся, уже вполне заслуженно мог бы получить легендарное название - Волга. А пока, немногочисленные владельцы столь удачного и надёжного, как показало время, автомобиля, продолжают эксплуатацию "русского американца для хайвеев".