Все мы, прежде чем что-то купить, у кого-то заказать или воспользоваться какой-либо услугой, смотрим отзывы. Особенно, если предстоит выложить кругленькую сумму. И здорово, когда эти отзывы исходят от друзей или знакомых. В этом случае, мы видим реального человека, который получил реальный результат и может транслировать свои эмоции о продукте или услуге, о процессе взаимодействия с компанией, которая эту услугу оказала или продала этот продукт.
Но что делать, если мы вынуждены опираться на отзывы незнакомых людей в интернете? Ведь все мы знаем, что маркетологи дьявольски коварны и хитры. Какие ловушки поджидают нас при прочтении отзывов и стоит ли вообще этим отзывам доверять? Именно об этом мы сегодня и поговорим.
Первым делом, стоит сказать, что у нас практически отсутствует культура оставления в сети положительных отзывов. Да, если все было здорово, многие из нас с готовностью порекомендуют фотографа, стоматолога, кафе, модель автомобиля и прочее своим друзьям, но как много людей при этом пойдут и напишут положительный отзыв в интернете? Вот у вас наверняка есть положительный опыт, отзыв о котором вы нигде не оставляли. Не надо так.
Наверняка кто-то скажет, что отлично выполненная работа, качественный продукт или хороший сервис – это норма и именно за это заплатили деньги. И что отзыв – это лишнее. Я эту позицию понимаю, но с ней не солидарен. К тому же, оставив честный положительный отзыв, вы поможетее другим людям получить качественную услугу, сервис или продукт.
Напишите в комментах, часто ли вы оставляете положительные отзывы? Вдруг я в корне не прав!
С отрицательными отзывами картина прямо противоположная. Если что-то прошло ужасно, многие постараются сообщить об этом везде, где только возможно. Вплоть до расклейки бумажных листовок. Да, и такое бывает.
В итоге, мы получаем изрядный перекос в пользу негативных отзывов на различных площадках, где эти отзывы можно оставить. Бизнес всеми силами стимулирует положительные отзывы и «отрабатывает» негатив. Именно в этой реакции бизнеса и кроется причина того, что отзывы, в большинстве случаев, уже не могут служить сколько-нибудь весомым фактором выбора. Они давно стали инструментом конкурентной борьбы, в которой все чаще проигрывает потребитель.
Кстати, отзывы на скриншотах выше - на работу одной и той же организации. Просто разные площадки.
Отзывы на сайте.
Доверять отзыву на сайте можно только в том случае, если там указаны контактные данные человека, который его оставил. Тогда, вы можете позвонить и убедиться, что это реальный человек и он реально заплатил деньги в конкретную контору и остался доволен. В качестве контактных данных могут выступать телефон или ссылка на соц. сети.
Однако, по понятным причинам, подобным образом оформить отзыв довольно трудно. Мало кто из клиентов будет в восторге, если им будут названивать или написывать с просьбой прокомментировать их покупку.
Еще, в сфере B2B (бизнес для бизнеса) можно ориентироваться на благодарственные письма на фирменных бланках с печатями организаций.
На этом всё. Отзывы, оформленные по-другому, с очень высокой вероятностью окажутся липовыми. В том числе и видеоотзывы. Сам не раз был свидетелем, как на различных семинарах или конференциях люди записывали видеоотзывы друг другу. Да и для некоторых своих клиентов заказывал видеоотзывы на специальных сервисах.
- Пока на сайт поставите эти отзывы, потом замените на свои. И чем быстрее, тем лучше.
- Да, Александр, конечно.
Эти отзывы там висят и по сей день, хотя прошли годы.
Ну и все мы понимаем, что на собственном сайте никто о себе негатив не разместит. Лично мне трудно представить таких ребят.
Отзывы на сторонних ресурсах и сайтах-отзовиках.
Сюда, помимо отзовиков, относятся и отзывы на картах и маркетплейсах (Яндекс Маркет и подобные).
Написание отзывов на подобных площадках – целая индустрия. Ребята с разных бирж отзывов напишут вам там что хотите за копеечку малую. На некоторых сайтах, люди, чьи отзывы набирают много просмотров, сами обращаются в фирмы с предложением запилить положительный отзыв за…продукцию. Например, огромное количество отзывов на косметику сделаны после того, как автору отзыва ее прислал производитель или интернет магазин. Прислал вместе с техническим заданием, в котором указано, как и что хвалить, а о чем лучше умолчать.
Отличный список, не так-ли? И названия какие знакомые!
Читатель: Автор, что ты развел тут воду?! Я вообще смотрю только нейтральные и отрицательные отзывы. И так понятно, что положительные отзывы – сплошная заказуха.
Я рад бы сказать, что молодец, мол, так и надо, но… Мы же помним про перекос в пользу негативных отзывов, правда? И это еще не всё! Заказать отзыв можно не только на себя, но и на конкурента. Удалить такой отзыв – настоящая проблема. В некоторых случаях даже отреагировать на него не выйдет. Я лично сталкивался с ситуацией, когда недобросовестный конкурент завалил отзовики негативными отзывами о моем клиенте. Клиент, о котором идет речь, юридическая контора, на секундочку и даже подкованные и грамотные юристы оказались бессильны. Подробнее о такого рода подложных отзывах я, пожалуй, напишу отдельную статью, т.к. эта уже получилась огромной.
Так верить отзывам в интернете или нет?
Моё мнение – не стоит ориентироваться на обезличенные отзывы. Не важно, положительные они или нет. По крайней мере, всегда стоит помнить, что отзывы – это инструмент, который не всегда используется чистоплотными людьми.