Найти в Дзене

Вы до сих пор допускаете ошибки при написании чередующейся гласной в корне?

Вы до сих пор допускаете ошибки при написании чередующейся гласной в корне? - этот вопрос я задаю часто 9-классникам.

Почему? Потому что тему "Чередующиеся гласные в корне слова"начинают изучать уже в начальной школе, но ошибки продолжают встречаться и в письменных работах девятиклассников.

Правило, включающее эту тему, включено в ОГЭ в задание 5 и в ЕГЭ в задание 9.

На что нужно обратить внимание при выполнении задания 5 в ОГЭ.

В 2020 году произошли изменения, теперь ученику нужно найти верное объяснение написания выделенного слова, а не вставлять буквы. Учащиеся, обучающиеся по разным учебникам, встречают разные объяснения такой орфограммы, как правописание чередующейся гласной в корне -ЛАГ- ЛОЖ-.

Например, в учебнике Львова даны два объяснения написания гласной.

-2

В 9 классе выпускник должен знать только одно правильное объяснение правила: ЛАГ-ЛОЖ- зависит от последующей гласной, а не от суффикса -А-. Ведь верным вариантом для объяснения правила является именно этот:

ПРЕДЛАГАТЬ - в корне с чередующейся гласной пишется А, так как стоит перед Г.

ЗАПОМНИТЕ и СКАЧАЙТЕ мой алгоритм объяснения этого правила.

-3

Все алгоритмы можно найти в моих книгах "Русский язык в алгоритмах". Ссылку на них найдете ниже.

В ЕГЭ задание 9 включены все правила на правописание гласной в корне - проверяемая, непроверяемая и чередующаяся. Один из вариантов звучит так: "Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова".

В этом случае дети забывают про корень -ИМ-ИН-, который мало изучен в среднем звене, поэтому допускается ошибка в том, что ученики НЕ ВЫБИРАЮТ варианты, в котором есть слова ПРИНИМАТЬ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, НАЧИНАТЬ, ИЗМЕНЕНИЯ и др..

Например, вариант задания из сборника Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. "ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку" :

22. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова. Запишите номера ответов.

1) р...стение, заг..раться, отп...реть

2)г...ризонт, п...рсональный, к...ссета

3)р...скошный, к...суля, инв...стиция

4)ст...рать(ластиком), приб...раться, вз...мать

5)прим...рять(одежду) непром...каемый, подр...внять(челку)

Ученики выбирают варианты 1, 5, а про вариант 4 забывают, там слово ВЗИМАТЬ с корнем -ИМ-. Тем самым теряют балл!

Следовательно, ЗАПОМНИТЕ, что корень -ИМ-ИН- чередующийся корень!!

ссылки на книги:

2 часть "Русский язык в алгоритмах"(ОРФОГРАФИЯ)

1 часть "Русский язык в алгоритмах" (ПУНКТУАЦИЯ)