Вы до сих пор допускаете ошибки при написании чередующейся гласной в корне? - этот вопрос я задаю часто 9-классникам.
Почему? Потому что тему "Чередующиеся гласные в корне слова"начинают изучать уже в начальной школе, но ошибки продолжают встречаться и в письменных работах девятиклассников.
Правило, включающее эту тему, включено в ОГЭ в задание 5 и в ЕГЭ в задание 9.
На что нужно обратить внимание при выполнении задания 5 в ОГЭ.
В 2020 году произошли изменения, теперь ученику нужно найти верное объяснение написания выделенного слова, а не вставлять буквы. Учащиеся, обучающиеся по разным учебникам, встречают разные объяснения такой орфограммы, как правописание чередующейся гласной в корне -ЛАГ- ЛОЖ-.
Например, в учебнике Львова даны два объяснения написания гласной.
В 9 классе выпускник должен знать только одно правильное объяснение правила: ЛАГ-ЛОЖ- зависит от последующей гласной, а не от суффикса -А-. Ведь верным вариантом для объяснения правила является именно этот:
ПРЕДЛАГАТЬ - в корне с чередующейся гласной пишется А, так как стоит перед Г.
ЗАПОМНИТЕ и СКАЧАЙТЕ мой алгоритм объяснения этого правила.
Все алгоритмы можно найти в моих книгах "Русский язык в алгоритмах". Ссылку на них найдете ниже.
В ЕГЭ задание 9 включены все правила на правописание гласной в корне - проверяемая, непроверяемая и чередующаяся. Один из вариантов звучит так: "Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова".
В этом случае дети забывают про корень -ИМ-ИН-, который мало изучен в среднем звене, поэтому допускается ошибка в том, что ученики НЕ ВЫБИРАЮТ варианты, в котором есть слова ПРИНИМАТЬ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, НАЧИНАТЬ, ИЗМЕНЕНИЯ и др..
Например, вариант задания из сборника Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. "ЕГЭ: 2000 заданий с ответами по русскому языку" :
22. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова. Запишите номера ответов.
1) р...стение, заг..раться, отп...реть
2)г...ризонт, п...рсональный, к...ссета
3)р...скошный, к...суля, инв...стиция
4)ст...рать(ластиком), приб...раться, вз...мать
5)прим...рять(одежду) непром...каемый, подр...внять(челку)
Ученики выбирают варианты 1, 5, а про вариант 4 забывают, там слово ВЗИМАТЬ с корнем -ИМ-. Тем самым теряют балл!
Следовательно, ЗАПОМНИТЕ, что корень -ИМ-ИН- чередующийся корень!!
ссылки на книги:
2 часть "Русский язык в алгоритмах"(ОРФОГРАФИЯ)
1 часть "Русский язык в алгоритмах" (ПУНКТУАЦИЯ)