Материнство экстерном заставило меня освоить давно непройденные уроки. Я много узнала о себе. И в тоже время, оно отбросило меня назад. В те школьные годы, когда я ещё не читала Карнеги, Бредемайера, Бёрна и Кови.
Людмила Петрановская в книге “Тайна опора” часто ссылается на условный эффект отката. Когда ребёнку не хватает чувства защищенности, заботы и любви, он как бы возвращается на более раннюю стадию своего развития: умеющий ходить – просится на ручки, спящий в отдельной кроватке – не отлипает от груди и т.д.
Став мамой, я почувствовала, как тоже самое произошло со мной, как произошел откат уровня моего эмоционального интеллекта на уровень Насти-школьницы.
Мне сложно судить о первопричинах. Возможно, свою роль сыграли усилившаяся тревога, новые страхи, увеличение груза обязательств. А возможно, я изначально была такой.
В школе мне с огромным трудом давалось общение со сверстниками. Мои границы нарушали все кому не лень, а я пыталась убедить себя, что это норма. От малейшего намёка на провал, я впадала в панику, а небрежное слово в мой адрес выбивало меня из колеи на недели. Организаторы и участники массовых мероприятий казались недостижимыми звездами.
При поддержке родителей, в старших классах я активно посвятила себя саморазвитию. А именно: я посчитала сколько часов времени в неделю у меня существует; вычла из них сон, школу, время на еду, дорогу, общение с семьей; расставила приоритеты и исходя из них расписала оставшиеся время на занятия по политологии, логике, правописанию, социальным навыкам, физиогномике, скорочтению, мнемонике и ещё нескольким дисциплинам.
Понимание закономерностей коммуникаций и отработка навыков позволили за 3 года, если и не сделать отношения в классе приятельскими, то по крайней мере, создать вокруг себя атмосферу в разы более комфортную, чем она была до этого.
В университет, поступала уже совсем другая персона, более собранная, более аккуратная в словах, больше уважающая себя.
Волонтерская деятельность, вожатство, форумы, работа начальницей трёх отделов - где-то успешно, где-то не очень, - всё это развивало во мне способности понимать людей, договариваться с ними, проявлять гибкость, хладнокровие и получать то, что я хочу. Я много смеялась, быстро собиралась куда-либо, анализ ситуаций и принятие решений не вызывали у меня паники и я получала удовольствие от риска и чего-то нового.
И вот сейчас, вспоминая тот путь, который я проделывала внутри себя, вспоминая достижения, к которым шла и которыми горжусь по сей день, я недоумеваю: куда делись наработанные мною скиллы?
Понимание процессов осталось. В состоянии покоя, наличия сил и осознанности воспроизводится даже процентов 50 того, что я умела раньше, до родов. Но учитывая, что такое состояние случается со мной всего пару раз в месяц, можно считать, что почти все мои навыки как будто бы обнулились. А может ушло лишнее?
И вместе со всеми этими возвращенными и нелюбимыми чертами характера (который, к слову, я переламывала всю жизнь), эмоциями, от которых я убегала или училась направлять в «конструктивное» русло, вместе с ними, с материнством ко мне пришла (или проснулась вновь?) новая «мудрость», проявляющаяся в доброте к людям, золотом принципе: поддержи или пройди мимо, а главное в принятии себя и других.
Появилось уважение к знакомым в прошлом мамам (и не только), которые на работе, как мне казалось, вели себя недостаточно профессионально. Я тогда не понимала, в чем проблема в свободное время изучить то, что ты не знаешь, чаще посещать творческие ивенты и почему любые новаторства воспринимаются в штыки. Не понимала, какой на самом деле труд стоит за тем, чтобы быть на том уровне компетентности и сдержанности, на котором они были. И не факт, что мне сейчас это по силам. Не понимала, что работа, поездки или волонтерская деятельность – это лишь часть жизни. И оглядываясь назад, я даже представить не могла, что опыт и знания, приобретенные в материнстве, сопоставимы со всеми теми жизненными ситуациями, случившимися со мной за все предыдущие сознательные годы.
А ещё поменялись убеждения. Взгляды. Начала пробиваться, как росток сквозь бетон, та настоящая любовь к себе. Которая идёт от принятия себя. И взрослая Настюша сейчас говорит себе той маленькой, какой замечательной и доброй она была, упорной и сопереживающей. Твои, Настенька, недостатки, вроде буквального восприятия любых слов, негибкости, вечного желания докопаться до истины, восстановить свою справедливость или предугадать ход событий – не плохи. Они не помеха, чтобы жить дальше. Не обязательно себя ломать, чтобы быть счастливой и «подходить» окружению.
И пусть мне раньше никто не сказал таких слов. Я сейчас могу сказать их себе сама. Материнство не просто так дало откат. Это возможность начать заново, с чистого листа, имея черновик.
Анастасия Дорохина, специально для 12 объятий - Поддержка мам. Во всём