Мельниченко Р.Г., Цифровая тень адвоката // Евразийская адвокатура. 2020. №1 (44). С 79-84.
Введение
Вынужденно-принудительный перевод в 2020 году значительной части социально-профессиональной деятельности в онлайн, который связан с пандемией, к сожалению, не достаточно сильно ударил по юридической сфере, как это произошло, например, в сфере преподавания. Юридическая среда, будучи сверхконсервативной, активно воспротивилась революционному переходу в онлайн, быстро войдя в привычные берега офлайн: суды заработали, адвокаты привычно потянулись в залы судебных заседаний через металлодетекторы. Но всё же интерес юристов к цифровым технологиям подогрелся до необходимой температуры, когда уже можно вести речь о таком феномене, как «цифровая тень адвоката», которая является тенью нашего юридического онлайн-будущего.
Цифровая тень адвоката – это цифровая копия, цифровой отпечаток как самого физического образа адвоката, так и его деятельности, а также результатов этой деятельности. Феномен цифровой тени основан на идее наличия двух миров. Мир оригинала, в котором адвокат осуществляет свою офлайн-деятельность, и цифровой мир, в котором отражается и закрепляется часть этой деятельности, а также продуцируется деятельность вне деятельности оригинала (самостоятельная жизнь цифровой тени).
Идея о множественности миров не нова и существовала в доцифровую эпоху. Запечатлённые в печати или на аналоговых носителях (пластинки, плёнки и т. п.) тексты писателей, поэтов, адвокатов составляли корпус текстов, формирующий библиотечный, фильмотечный и другие типы «параллельных миров». Приход «цифры» ввёл два новых параметра для этого нового «цифрового мира». Первый параметр – большие базы данных (big data), которые позволили накапливать фактически не ограниченные объёмы информации. Второй – моментальные средства коммуникации, включающие, в частности, молниеносный доступ каждого пользователя к базам данных. И если раньше «тенью», как правило, куцой, обладала лишь интеллектуальная и управляющая элита, то теперь эту привилегию получил каждый житель планеты Земля.
У каждого российского адвоката есть цифровая тень
Цифровизация адвокатуры в частности и юридической деятельности в целом проходит по циклу в четыре этапа: юридическая деятельность, оцифровка, создание баз данных, создание алгоритмов [4]. В ходе этой процедуры всё явственней и чётче стал проявляться образ цифровой тени адвоката.
Начало этого адвокатского цифрового мира было положено в 2002 году, когда были созданы реестры адвокатов (оцифровка и создание баз данных). В этих реестрах находятся базовые параметры адвоката, такие как ФИО, регион, регистрационный номер адвоката и т. п.
Параллельно с цифровыми тенями личностей густые тени стали отбрасывать и социальные институции. Например, постепенно у адвокатских палат появились свои сайты, а тенденции транспарентности (прозрачности) проникли и в законодательство, обязав те же адвокатские палаты размещать в открытом доступе свои финансовые балансы. Естественно, что эти цифровые тени стали усиливать друг друга. Базы данных адвокатов (в добровольном порядке) и адвокатских образований (в обязательном порядке), размещенные на сайтах адвокатских палат, усилили персональные тени адвокатов, а указание адвокатом на каком-либо цифровом ресурсе на ту адвокатскую палату, в реестре которой он находится, усиливало цифровую тень этого органа адвокатского самоуправления.
Следующим этапом проявления цифровых теней стал феномен, связанный с таким явлением, как цифровой след. Адвокат стал от своего имени оставлять цифровые тексты в социальных сетях. Под цифровыми текстами мы понимаем в широком смысле и видео, и аудио, и печатные тексты. Отмечая, например, своего другаадвоката на фотографии в социальной сети, мы принимаем участие в формировании его цифрового образа. Чуть позже адвокаты стали оставлять цифровые следы и в ходе своей профессиональной деятельности – в решениях судов, которые стали оцифровываться и размещаться в свободном доступе, комментариях в цифровых СМИ и т. п.
Пандемия 2020 года привела к развитию такого явления, как юридические онлайн-консультации. Адвокаты стали оказывать свои услуги онлайн (это давно уже, например, делают учителя и преподаватели). Параллельно с офлайн-рынком юридических услуг (консультирование, хождение по делам и т. п.) на наших глазах создаётся онлайн-рынок. В этих условиях цифровая тень адвоката становится непременным атрибутом этого цифрового рынка.
Постепенно (возможно, некоторые адвокаты об этом и не догадываются) в сети «Интернет» стали формироваться их цифровые тени. Настало время отрефлексировать эту ситуацию, пока спонтанно развивающуюся, и начать осознанно формировать свою цифровую тень.
Цели формирования цифровой тени
Зачем адвокату цифровая тень? Точнее, вопрос следует поставить так: «Зачем адвокату влиять на процесс развития своей цифровой тени?» – ведь какая-никакая цифровая тень у каждого адвоката уже есть. Выделим несколько возможных целей. Оптимизация деятельности адвоката. До идеи «цифровой тени» появилась идея цифрового двойника, которая была создана в промышленности, и этот концепт закрепился после публикации статьи Флориды Майкла Гривза «Цифровые двойники: превосходство в производстве на основе виртуального прототипа завода» [5]. То есть перед тем как построить завод в «реальности», создают его цифровой двойник, на котором проводят первичную проверку его работоспособности.
Конечно, можно поставить сверхзадачу – создание цифрового двойника адвоката перед созданием оригинала – это дело будущего, а вот ретроспективное обозрение цифровой тени – это вещь, полезная уже сейчас. Цифровая тень является отражением самого адвоката, что помогает последнему взглянуть на себя со стороны, отрефлексировать как свой образ, так и свою деятельность.
Ты тот, каким ты выглядишь! Цифровая тень может помочь эксперту в выявлении сильных и проблемных мест у цифровой тени, а значит и у самого адвоката. Кроме того, посредством цифровой тени легче получить обратную связь от коллег и доверителей, так как цифровая тень, в отличие от оригинала, постоянно находится в активном режиме онлайн.
Продвижение адвоката на рынке является очевидной целью наличия цифровой тени. Цифровую тень можно использовать как в рекламной компании, так и в непосредственной процедуре оказания юридических услуг.
Всё больше и больше потенциальных доверителей ищут адвоката и сведения о нём не в офлайн, расспрашивая своих знакомых и «бывалых», а просто открывая браузер и знакомясь с цифровой тенью.
Профессиональная идентификация, для которой необходимо не только внутреннее представление адвоката о своём месте в корпорации, но и внешнее признание данного статуса. Признание цифровой тени будет автоматически и актом признания «оригинала».
Адвокатское бессмертие. Согласно работам структуралистов, наше мышление – это наша внутренняя речь. Человек (в религиозном дискурсе – душа) – это то, что он говорит. Так как речь может быть зафиксирована на материальном носителе (под речью мы понимаем как вербальную, так и иные виды речи, например поступки), то становится понятно, как личность человека оцифровывается и, по сути, для внешнего наблюдателя ничем не отличается от оригинала. А так как срок хранения цифровой копии весьма продолжителен (если не бесконечен), мы можем говорить о том, что, создавая цифровую тень, адвокат создаёт себе бессмертие.
О ещё одной цели при формировании цифровой тени следует поговорить отдельно.
Риски отказа формировать свой цифровой образ
Адвокат может не обращать внимания на свой цифровой образ, свою цифровую тень, он даже может попытаться затруднить её развитие, но это очень опасная стратегия поведения, о чём красноречиво свидетельствует следующий кейс.
Недавно к моему знакомому обратились обманутые доверители одного адвоката. В сети он смог найти информацию лишь о службе этого адвоката в правоохранительных органах (фотография и должность) да кое-какую информацию получил при личном общении с другими бывшими доверителями адвоката. Продолжая собирать информацию, «детектив» разместил на своих страницах в социальных сетях запрос на сведения о профессиональной деятельности этого адвоката. Свою задачу он решил, но сам поиск информации вызвал любопытные последствия. Этот поиск оставил свой цифровой след, и в ответ на поисковый запрос на этого адвоката рекомендовался именно текст запроса моего знакомого. Вывод из этой истории следующий: если адвокат сам не озаботится вопросом о своей цифровой тени, на этот вопрос ответит кто-нибудь другой.
Что же говорить о спланированных акциях диффамации адвоката посредством «очернения» его цифрового образа? Многие адвокаты знают историю о «сайтах-рейтингах» адвокатов. По показаниям потерпевших, на этих сайтах размещались негативные подложные отзывы об адвокатах, которые негативным образом влияли на их имидж. На фоне бездумного запрета органами адвокатского самоуправления размещать в сети положительные отзывы от своих доверителей цифровая диффамация цифровой тени стала серьёзной угрозой для каждого адвоката [3].
Необходимо исходить из того, что никакие правовые механизмы не смогут уберечь адвокатов от искажения их цифрового двойника. История с попыткой внедрить в цифровой мир так называемое «право на забвение» увенчалась полнейшим провалом. Слово в сети не воробей, слово в сети – сокол. И единственная возможность для адвоката уберечь свою цифровую тень от фатального искажения – самому заняться ее формированием.
Точка сборки адвоката и его цифрового образа
Оригинал адвоката и его цифровой образ функционируют параллельно в двух мирах, «оригинальном» и «цифровом». Первая задача адвоката в деле организации влияния на свою цифровою копию – это создание точки (точек) контакта (точек сборки) между миром оригинала и цифровым миром, между оригиналом адвоката и его цифровой тенью. Если точек сборки нет, то нет и влияния оригинала на свой цифровой двойник. Сборкой это точка называется потому, что позволяет воссоединиться оригиналу и цифровому отражению, позволив родиться новой «синтетической» и очень влиятельной личности.
Для обозначения данной точки сборки воспользуемся термином из дискурса маркетологов – лендинг (Landing page). Лендинг – это ресурс, в котором оригинал адвоката и его цифровая тень максимально совмещены. Лендинг должен обладать двумя признаками:
– краткой, но исчерпывающей информацией об оригинале адвоката;
– быть коммуникационным каналом между оригиналом и цифровой тенью, а точнее, пользователями сети, реагирующими на цифровую тень.
В качестве лендинга цифровой тени адвоката могут выступать: электронная почта, страница в социальный сетях, личный сайт адвоката.
По поводу необходимого количества этих точек сборки однозначных рекомендаций пока нет. С одной стороны, большое количество контактов требует от адвоката большого количества времени и усилий. С другой стороны, каждая новая точка, расположенная на хорошем ресурсе, может быть весьма полезна. Например, выход в Инстаграм моментально позволил автору статьи привлечь в этот же день несколько прекрасных клиентов.
Содержание цифрового образа
Цифровая тень адвоката состоит из двух частей – личностного ядра и цифровых следов. Рассмотрим эти части поочерёдно.
Личностное ядро цифрового образа – это идентификатор цифровой тени. Сердцевиной ядра выступает «Имя» (ФИО), оболочкой ядра выступает «Аватар» – статичный визуальный образ цифрового двойника, видео-, аудиоконтент. Аватар, видео- и аудиоконтент можно отнести к ядру потому, что современные программы позволяют идентифицировать цифровую тень по визуальному образу. Вполне ожидаемым является появление в составе ядра отпечатков пальцев, сетчатки глаза, голоса, электронной подписи и т. п. – всего того, что может идентифицировать цифрового двойника и его связь с оригиналом.
Задача идентификатора – прикрепление цифрового образа к оригиналу. В цифровом мире применительно к такому идентификатору, как «Имя», есть проблема, связанная с таким явлением, как тёзка. Какие бы ни были у человека редкие фамилия, имя, отчество, найдётся другой человек с таким же набором, а у человека с распространённой фамилией таких тёзок, как правило, множество. Здесь можно посоветовать рецепт древних греков. К «Имени» они добавляли место рождения человека, например Диоген Синопский (из Синопа), Диоген Лаэртский (из Лаэрта) и т. п.
Личностное ядро является статичной частью цифровой тени. Конечно, оно может меняться (смена имени, фотографии), но при этом следует делать весьма прочные связи между старым и новым элементом ядра.
Цифровой след адвоката.
Деятельность любого человека получает отражение в цифровом мире, даже если он этого не знает. Для возникновения цифрового следа как составной части цифровой тени необходимы три условия: – наличие личностного ядра адвоката; – наличие отражённой в сети деятельности адвоката (участие в процессах, конференциях, собраниях и т. п.); – связь между личностным ядром и цифровым следом.
В этой связи можно говорить о таком феномене, как «потенциальный цифровой след» – это цифровая информация, не привязанная к личностному ядру. В качестве примера можно привести научную электронную библиотеку «elibrary». В ней существует личностные ядра (ФИО авторов статей и место их работы) и базы данных опубликованных книг и статей (потенциальный цифровой след). А также существует отдельная процедура привязки автора к статье. Пока эта процедура не пройдена, цифровой след (в данном контексте авторство конкретного автора) не будет создан.
То есть в случае, если адвокат желает добавить к своей цифровой тени положительные цифровые следы, он должен пройтись по сети «Интернет» и расставить метки своего личностного ядра на тех цифровых следах, которые он оставил в сети. Перечислим возможные формы цифровых следов:
– текстовые файлы: .doc, .docx, .txt, .html, .py, .php, размещённые на различных ресурсах, например в гугл-документах;
– аудиофайлы, размещённые, например, на ресурсах: castbox, apple.co, bit.ly, bit.ly;
– фотоизображения, которые можно увидеть на ресурсах: youtube.com, vk.com, facebook.com;
– видеофайлы на вышеупомянутых ресурсах.
Перечислены лишь специализированные базы данных, а цифровой след может остаться на любом интернет-ресурсе.
Цифровые тени
Теория трансакционного анализа настаивает на том, что каждый человек обладает тремя эго-состояниями, тремя личностями: ребёнок, взрослый, родитель [1]. Ещё более обобщая эту идею, можно предположить, что человек может «играть» в своей жизни множество ролей, а одной из них может быть роль адвоката. Идея цифровой тени, основанная на идее цифрового слепка оригинала, предопределяет то, что человек может отбрасывать несколько цифровых теней. На практике это выражается в том, что в сети пользователь может обладать несколькими несвязанными аккаунтами, отражающими разные стороны личности оригинала.
В адвокатуре наличие феномена «множественности цифровых теней» привело, например, к следующему явлению. Так, согласно Правилам поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Утверждены решением Совета ФПА РФ 28 сентября 2016 г.), «поведение адвоката в сети «Интернет» как форма его публичной активности должно отвечать тем же требованиям, что и иные действия адвоката в профессиональной сфере, при условии, что очевидна принадлежность адвоката к адвокатскому сообществу или это недвусмысленно явствует из его поведения». То есть из текста видна пресуппозиция о наличии у адвоката как минимум двух цифровых теней – цифровой тени адвоката, который должен вести себя как адвокат, и иной цифровой тени, которая не должна подчиняться правилам адвокатской корпорации.
Идея множественности цифровых теней в контексте проблематики «единства множественности» требует дальнейшего очень внимательного исследования, так как цифровой мир, в отличие от мира «оригинала», где вопрос «единства множественности» решён в результате длительной практики и множества социальных институций, оказался в состоянии неопределённости по этой проблеме.
Цифровой двойник и цифровая тень
Речь в данной статье идет пока не о цифро вом двойнике, а о его предтече– цифровой тени. По определению Д. Кокорева, «Цифровую тень можно определить как систему связей и зависимостей, описывающих поведение реального объ екта, как правило, в нормальных условиях работы и содержащихся в избыточных больших данных, получаемых с реального объекта при помощи технологий промышленного интернета. Цифро вая тень способна предсказать поведение реального объекта только в тех условиях, в которых осуществлялся сбор данных, но не позволяет мо делировать ситуации, в которых реальный объект не эксплуатировался»[2]. Весьма перспективной в этой связи видится задача создания цифрового двойника адвоката, а лишь затем прикрепление этого двойника к оригиналу.
Выводы
Необходимо разработать понятный и дей ственный алгоритм формирования полноценной цифровой тени адвоката.
В рамках образовательного процесса необходимо начать полевые исследования по созданию цифровых двойников адвокатов, с последующим прикреплением их к выпускникам вузов.
Смотреть стрим "Цифровая тень адвоката"
Пристатейный библиографический список
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психоло гия человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: пе рев. с англ./ общ. ред. М.С.Мацковского. СПб.: Лениз дат, 1992.
2. Кокорев Д.С., Юрин А.А. Цифровые двойни ки: понятие, типы и преимущества для бизнеса// Colloqufum-journal. 2019. №10 (34).
3. Мельниченко Р.Г. Отзывы других лиц о работе адвоката: интерпретация этического ограничения// Адвокатская практика. 2017. №4. С.12–17.
4. Мельниченко Р.Г. Электронная адвокатура// Ев разийская адвокатура. 2017. №3 (28). С.38–41. 5. Mfchael W. Grfeves Dfgftal Twfn: Manufacturfng Excellence through Vfrtual Factory Replfcatfon - LLC, 2014. References (translfterated)