Найти тему

Детский психолог о развитии уникальности ребенка

Юрасова Ольга - https://www.instagram.com/olgayurasova/
Юрасова Ольга - https://www.instagram.com/olgayurasova/

Я детский психолог. Веду тренинги в формате приключенческой истории. На занятиях часто предлагаю детям что-то придумать, нарисовать и рассказать о задуманном и желанном. И в этих заданиях нет "как правильно" или "как надо" сделать, только "как я хочу" и "как мне нравится". Ребенку важно прислушаться к своим желаниям, фантазиям и позволить себе выразить себя через рисунок или творческую идею. Ребята с удовольствием включаются в эти задания и отмечают их как самые интересные для себя.

Часто я слышу вопросы детей:
- А вот такое можно ....?
- А правильно я делаю?
- А можно я синим цветом раскрашу?
- Можно я нарисую вот так...

Дети как будто спрашивают у меня разрешения, права сделать так, как им важно, как они чувствуют и хотят.

Я говорю им - "Как я могу решать, как вам лучше сделать (нарисовать, поступить)? Это ваше право. Только вы знаете, какой цвет выбрать для вашего рисунка (как для вас важно поступить, что сделать)"

Эти вопросы возникают у ребенка от предыдущих опытов деятельности и сопровождении взрослых, от замечаний и оценки.

Страх и тревога ребенка сделать "не так", ошибиться, получить негативную оценку. И взрослый - персонаж, который имеет власть решать "как правильно", «как нужно», « как красиво» и т.д.

Важно возвращать ребенку его право принимать решение, выбирать, позволять себе воплощать желаемое в творчестве и игре. И испытывать радость от этого процесса, встречать уважение к своему труду, усилиям, а не результату.

И вот - все работы сделаны. Мы собираемся и рассказываем-показываем друг другу то, что получилось у каждого.

Многих не терпится поделиться, рассказать и показать свое творение. Удовольствие создавать, удовольствие рассказывать и предъявлять свою работу.

А кто-то прижимает лист к себе, не разрешает никому смотреть, боится показать, говорит "у меня не получилось" или "не красиво". Для этих детей важно получить опыт без оценочного восприятия, принятие уникальности, неповторимости другого человека.

"Я уникален и неповторим, и я имею на это право" - важное обретение ребенка.

Право иметь свое мнение и свой взгляд, свое желание, отличное от других, не похожее на привычное и стереотипное.

Тогда легче принимать и разность других людей, позволять близким и друзьям иметь свои желания и по-своему их реализовывать.

Детский и семейный психолог. Консультации очно и онлайн.

Детский и семейный психолог, https://www.instagram.com/olgayurasova/