Найти в Дзене
Silivren

Почему Юго-Восточная Азия справляется с вирусом covid-19?

Откуда успех в прекращении пандемии?
Таиланду, Сингапуру и Вьетнаму помогла смесь обычаев, авторитаризма и добрых решений властей.

13 января 2020 года, когда подавляющее большинство европейцев все еще жили в блаженном бессознательном уже бушующей в Китае пандемии коронавируса SARS-CoV-2, в Таиланде был зарегистрирован первый случай заболевания. Вирус добрался до страны самым очевидным из путей-первой выявленной больной была китаянка, которая прилетела уже зараженной из Уханя.

Еще на несколько дней сюда прилетели тысячи туристов из Китая-пекинское правительство запретило организованные поездки за границу (а в Таиланд китайцы путешествуют в первую очередь именно таким образом) 22 января. Однако границы Таиланда оставались открытыми для большинства приезжих до конца марта. Казалось бы, сочетание тесных связей с Китаем и открытых так долго границ-это рецепт выхода пандемии из-под контроля.

Близко к Китаю, а инфекций мало!?

Однако,до сегодняшнего дня в Таиланде было зарегистрировано всего около 2000 человек. 3,3 тыс. подтверждены заболеваемость и 58 смертей от коронавируса. Это в два раза меньше, чем в Люксембурге, хотя европейское герцогство более чем в сто раз меньше по количеству жителей. В Польше, тоже гораздо менее населенной, чем в Таиланде (в королевстве живет о. 70 млн человек), по сей день зафиксировано о. 42 тыс. подтвержденных случаев и более 1,6 тыс. смертей.

Таиланд-не единственный успех в регионе. Вьетнам, страна с еще более тесными связями с Китаем, где первый случай был зарегистрирован 23 января, до сих пор подтвердил только 417 инфекций и не зарегистрировал ни одной жертвы коронавируса. Сингапур-хотя этот успех следует отнести к большой сноске, о чем далее-подтвердил только 148 инфекций в местном сообществе и 27 жертв. Малайзия - почти 9 тыс. случаев и 123 пострадавших.

Ниже тысячи подтвержденных заболеваемости также перечислены Камбоджа, Лаос и Мьянма, но для этих трех стран почти несуществующая служба здравоохранения и минимальное количество тестов заставляют сомневаться в достоверности данных.

Культура способствует расстоянию. И... смог

Таиланд, Вьетнам и Сингапур имеют здравоохранение на очень высоком уровне. Низкие показатели нельзя сбрасывать на выемку отсутствия тестов или просто плохой отчетности. Так откуда же их успех в прекращении пандемии?

Таиланд, Сингапур и Вьетнам – авторитарные страны с относительно высоким уровнем доверия к местным властям, особенно в Сингапуре неписаное социальное соглашение заключается в согласии на управление одной партией в обмен на меритократическое управление. Эти государства также объединяют широкое использование масок в регионе каждый день.

В Таиланде, кроме того, мог помочь – довольно парадоксально – смог. Вирус появился в стране в разгар сухого сезона, в период сжигания полей, когда Бангкок или Чиангмай каждый год находятся на переднем крае самых загрязненных городов мира. Столкнувшись с таким смогом, местные жители и туристы все равно носят маски почти все время, что, безусловно, замедлило количество инфекций. К тому же здравоохранение в стране очень хорошее и легкодоступное, поэтому больных выявляли относительно быстро. Распространение болезни, безусловно, замедлила и привычка здороваться поклоном Вай, а не подавая руки.

Вьетнам, в свою очередь, несмотря на исторические очень тесные связи с Китаем (а может быть, и через них), политически сохранял большую дистанцию по отношению к Пекинским властям и довольно быстро готовился к тому, что ситуация будет хуже, чем уверяли китайцы. Обе страны также получили большую выгоду от решения Китая о запрете туристических поездок, что в значительной степени остановило приток случаев во Вьетнам и Таиланд и привело к тому, что первоначальный прирост больных был очень медленным.

Авторитарные правительства берут под контроль

Однако, когда в этих странах число больных начало расти быстрее (во Вьетнаме – в начале марта, в Таиланде-в конце этого месяца), оба авторитарных правительства ввели очень жесткие ограничения на поездки внутри страны. Благодаря этому во Вьетнаме почти удалось остановить распространение вируса за пределами мегаполисов Ханой и Хошимин, а в Таиланде за пределами Бангкока и юга. Также В Малайзии очень быстро были введены ограничения на местные поездки (помогло то, что более половины страны находятся на острове Борнео и могут легче контролировать прибывших).

В Сингапуре уже в начале февраля нормой стали всеобщие измерения температуры, специальные процедуры в общественных местах и отмена больших собраний. Приложение для отслеживания контактов TraceTogether запустилось уже 20 марта, то есть, когда Европа только начинала борьбу с пандемией, и более того-быстро стало обязательным.

Закари Абуза в „Diplomat”, журнале занимающимся политикой в Юго-Восточной Азии, подчеркивает, что Вьетнам, Малайзия, Сингапур и, при начальных проблемах, Таиланд очень быстро передали контроль над изоляцией, а затем уход экспертов общественного здравоохранения, хотя ни в одной из этих стран нет особенно строгого демократического контроля над решениями.

Несмотря на относительный успех в борьбе с пандемией, только Вьетнам может стать образцом для подражания, например, с Тайванем, благодаря авторитарным, быстрым решениям, основанным на данных и мнениях ученых. Таиланду повезло, потому что еще до середины марта правительство этой страны не воспринимало пандемию всерьез, а министр туризма обвинял в ней в основном европейских туристов, хотя это было до того, как коронавирус навсегда добрался до Европы. Правительственные решения были непоследовательными и плохо сообщались, и только в конце марта власти ввели жесткие и прозрачные ограничения (тогда они уже управляли самоизоляцией намного лучше). Многие трудовые мигранты из Мьянмы, Лаоса и Камбоджи должны были вернуться в свои государства, где их никто не тестирует и не лечит, поэтому неизвестно, сколько из них заболели.

Сингапур, напротив, отлично справляется с вирусом среди граждан, за это он потерпел полное поражение в отношении трудовых мигрантов из-за рубежа, среди которых на сегодняшний день зарегистрировано уже более 4,6 тыс. случаев (против-напомним-148 заболевших граждан). Иммигранты m.in. из Индии и Непала они живут в общежитиях на окраине города-государства, на небольшом пространстве, в значительной степени забытые государством. Широкое тестирование и отличная служба здравоохранения приводят к тому, что число больных не переводится в смертельные случаи, а представляет собой мощную черту в имидже непогрешимых технократов из правящей партии.

Также трудно говорить об универсальном успехе стран ASEAN, и не только потому, что невозможно оценить масштабы пандемии в Камбодже, Лаосе и Мьянме. Малые Бруней и Восточный Тимор благодаря быстрому закрытию границ прекрасно справились (141 и 24 подтвержденных заболеваемости), но гораздо большие Индонезия и Филиппины этого не сделали. В первом из этих государств до сих пор подтверждено почти 100 тыс. больных и 4,7 тыс. смертей, во втором-78 тыс. и 2 тыс., хотя, как архипелаги, они могли довольно легко ограничить поток людей.

Абуза подчеркивает, что столь большой масштаб пандемии-это результат нескольких факторов: власти, которые имеют заболевание сначала игнорирует, а потом выдавали серию радикальных, но неэффективных решений (президент Филиппин Родриго Дутерте хотел стрелять в людей, нарушая карантин, а его индонезийский эквивалент Джоко Видодо порекомендовала травяные настои в качестве лекарства), дефицит инвестиций в области здравоохранения, особенно за пределами больших городов, и большого количества густо населенных трущоб.

Однако даже для государств, которые до сих пор были успешными, трудности не закончились. Таиланд и Вьетнам очень сильно зависят от туризма, в том числе из Китая и Европы, а Сингапур-один из крупнейших авиационных хабов в мире, живущий в роли пересадочного порта. Таким образом, во всех трех странах существует большое экономическое и социальное давление на открытие границ, особенно в связи с начинающимся в ноябре туристическим сезоном. Следующие месяцы станут для региона большой проблемой.