Определённая географическая изолированность территорий Китая, обособленность от всего остального мира, обусловили формирование совершенно особого типа цивилизации. Культуру этой страны отличает ряд специфических черт, которые во многом определили развитие всех сторон жизни китайцев, сформировали их мировоззрение и получили своё выражение во всех видах художественной деятельности.
Попробую выделить наиболее важные из них:
Непрерывность развития культуры Китая, её консерватизм.
Вряд ли в мире найдется ещё одна такая страна, где бы культура развивалась на протяжении тысячелетий, не зная хоть сколько-нибудь серьёзных изменений, связанных, например, с захватом территорий соседними государствами, сменой этнического состава населения, с проникновением влияния культуры других народов и, наконец, с естественным процессом «старения» и «умирания» цивилизации. Так, все современники Китая – великие древние государства (Древний Египет, Месопотамия, Древние Греция и Рим, Византия) давным-давно исчезли с исторической карты мира. Китай же, появившись задолго до наступления нашей эры, продолжал развиваться по одной заложенной в древности схеме, практически не изменяя своих культурных традиций (вплоть до «культурной революции», произошедшей в этой стране в середине 20 века).
Противопоставление собственной цивилизации остальному миру, её замкнутость.
Так исторически сложилось, что развитие культуры в долине великой реки Хуанхэ, шло более быстрыми темпами, чем на приграничных к Китаю территориях. В то время, когда китайцы уже пользовались иероглифической письменностью, и в стране функционировала стройная иерархическая государственно-административная система, их соседи находились на более отсталой стадии общественно-экономического развития. Это обусловило особое отношение китайцев к себе, как к единственному в мире цивилизованному народу, окружённому дикарями.
Такое противопоставление нашло отражение даже в наименовании собственной страны, которую местные жители с древности называли «Срединной империей», в противовес «варварам, четырёх сторон света». Отсюда возникло и несколько презрительное, высокомерное отношение ко всем остальным народам, и нежелание как–либо (политически, экономически, культурно, и т.д.) контактировать с ними. Таким образом, Китай, обособившись от всего окружающего мира, осознано оградил себя от внешних влияний.
Ритуалы и Установления.
По мнению китайцев, культурного человека отличало от варвара, в первую очередь, знание определенных ритуалов, этикета, обрядов, и пр. которые обозначались одним словом «ли».
Они заключались в соблюдении особого, строго регламентированного, поведения, которое в мировоззрении этого народа имело колоссальное значение, и было настолько развито, что выражение «китайские церемонии» бытует в современном мире как нарицательное.
Каждый китаец с малых лет, буквально «впитывал с материнским молоком» нормы поведения в обществе. В этой стране существовало даже специальное учреждение – Палата Церемоний, которая следила за строгим соблюдением предписанных древней традицией обрядов и правил.
Они распространялись буквально на все стороны жизни: фасон и цвет одежды, количество и амплитуда поклонов, разные типы приветствий, расстояние между разговаривающими людьми и др. В связи с этим, китаец никогда не чувствовал себя «на равных» со своим собеседником (даже если у них были одинаковы возраст и статус), он либо как–то старался принизить себя, либо, наоборот, был несколько высокомерен.
Строгая иерархичность общественных отношений, принцип «сыновней почтительности».
Традиционное общественное устройство в Китае было жёстко структурированным, а взаимоотношения между государством и личностью, в идеале, должны были строиться подобно взаимоотношениям в семье. То есть, младшие обязаны были выражать безмерное почтение к старшим и беспрекословно подчинятся им.
Этот принцип государственного и семейного устройства получил название «сяо» - или принцип «сыновней почтительности». В таком случае, само государство, а также император, начальники и чиновники, воспринимались рядовыми гражданами, как отцы и старшие братья, которые, в свою очередь, должны были проявлять «отеческую» заботу о подданных.
Авторитет старших в Китае был непререкаемым. Китаец средних лет, в первую очередь, должен был обеспечить безбедное существование своим пожилым родителям, и только во вторую – проявлять заботу о собственных детях (которая, кстати, рассматривалась, как залог своей собственной благополучной старости).
В этой стране даже появилась книга «24 примера сыновей почтительности», которая была своеобразным каталогом примеров достойного поведения и пользовалась необыкновенной популярностью. В ней мы, в частности, можем прочитать рассказ о том, как некий Го Цзюй, достигнув предела бедности, уже не мог прокормить свою семью, состоящую, кроме него самого, ещё из двух человек: младенца-сына и старухи-матери. Тогда он, решает закопать в землю своего ребёнка, чтобы обеспечить существование своей родительнице. Такое «правильное» решение, не остается без награды – роя могилу сыну, Го Цзюй находит клад.
Ориентация культуры на идеализируемое прошлое.
Тесно связано с «сяо» было и следующее уникальное явление китайской культуры – идеализация Прошлого, воспринимавшегося как «Золотой век» (китайцы его называли «Эрой Великой Чистоты») и служащего образцом для подражания. По их представлениям, мир тогда был безупречным, всё в нём было гармонично, и населяли его исключительно праведники и герои, управляемые мудрецами-правителями (древние императоры и мудрецы в Китае зачастую обожествлялись). Однако люди перестали соблюдать предписанные им свыше традиции, и начали строить жизнь по собственному усмотрению. Мир изменился, но далеко не в лучшую сторону. Желание обрести утерянную гармонию, обращало китайца к мифическому «золотому веку», к идеальным предкам, к мудрости поколений.
В качестве примера приведу притчу из древней книги «Шу-цзин», где рассказывается о государе, который, разгневавшись на своего подчинённого, приказал немедля ни секунды разрубить его на части. В этот момент рядом с императором оказался мудрец, который не стал поспешно исполнять волю господина. Он «продолжал сидеть, задумчиво подперев голову левой рукой, а правой лишь слегка поглаживал меч… - «Никак не припомню, с какой конечности начинали святые государи древности, когда расчленяли человека?!» - спросил он, подняв на государя глаза. «Ладно, развяжите преступника, - буркнул государь, вставая с трона. – Пусть его вина будет на мне!». Таким образом, в отличие от европейца, китаец был устремлён помыслами не в светлое будущее, а в, осенённое традицией и мудростью, прошлое.
Этим объясняется и сознательный отказ китайцев в течение долгого времени (вплоть до 20 века) от «благ» европейской цивилизации – чуждых им научных и технических изобретений. По мнению жителей этой страны, заграничные новшества «уводили» их дальше от идеального Прошлого, а значит, автоматически рассматривались как «зло».
Холизм – представление о целостности и гармоничности мира.
В представлении Китайцев Вселенная, Космос и Мир – это модель абсолютной Гармонии и Порядка, которые отражаются во всех более мелких природных явлениях и где всё взаимосвязано и подчиняется определённой, установленной свыше логике. Любые явления Природы и её процессы обусловлены объективными причинами и являются проявлением Мирового Закона.
Концепция «недеяния» (у-вэй), как форма отношений с миром.
Один из великих философов Китая - Чжуань-Цзы говорил: «Все знают, как полезно быть полезным, но никто не знает, как полезно быть бесполезным».
По мнению китайцев, менять что-либо в Мире и Природе, приспосабливая её к нуждам человека – своего рода преступление, нарушающее гармоническое равновесие природных сил. Это может иметь необратимые последствия для него самого – природа воздаст по заслугам страшными разрушительными катаклизмами.
Человек, прежде всего, должен чётко осознавать себя частью единого природного целого и направлять все свои силы не во «вне», а внутрь себя – искать пути достижения внутренней гармонии и покоя, внимательно наблюдая за окружающим миром, «созерцая» природу, постигая всё её величие, красоту, разумность и логику её законов.
Если понравилась статья, то поставьте лайк, подпишитесь и ждите продолжения. :)
А ещё по этой теме вы можете прочитать и другие публикации, которые постоянно пополняются:
Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
О развитии письменности и литературы в Китае.
Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Буддийская архитектура Китая.
Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.
Запретный город - Гугун в Пекине.
Го-хуа. Традиционная китайская живопись.
О традиционной китайской музыке.
Китайский традиционный театр и Пекинская опера.
Храм Неба в Пекине.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.