Найти тему
Вектор истории

3. Возникновение государственности у восточных славян.

Мы ходим по посёлкам и городам, и даже не подозреваем, что под нами, так называемый, культурный слой земли: т. е. — такой слой в котором на определённом отрезке времени продолжалась жизнедеятельность людей. Отрезок времени может быть длинной в несколько веков, а может и тысячелетий, как например: под Афинами или Римом, или ещё больше — под городами Северной Африки, Азии или Индии, где существовали древнейшие цивилизации. Культурный слой под такими городами может достигать несколько десятков метров. Вот обратите внимание, на какую глубину закопались археологи в московский культурный слой земли, а ведь Москва возникла значительно позже городов, которые я перечислил выше

Для наглядности учёные пометили в каком веке образовался культурный слой

-2

Культурный слой некоторых поселений доходит до 35 метров! Вы спросите, а откуда столько земли? Из космоса: так, за год на нашу планету высыпается 40 000 тонн космической пыли, а ветер с места на место, за то же время, переносит миллионы тонн.

Но это лирическое вступление я сделал лишь для того, чтобы наглядно показать, что археологи, снимая слой за слоем культурной земли, и получая в руки древние артефакты, могут отследить этапы развития людей этого поселения. Изучив определённое количество поселений одной археологической культуры, они могут определить этапы развития целого племени, союза племён или народа. Т. е., российская археологическая школа хорошо изучила этапы материального развития восточнославянских племён, и совместно с историками-теоретиками сумели реконструировать развитие их общества.

Давайте посмотрим, что же там "накопали" учёные.

Развитие общества восточных славян, от родовой общины до зарождения государства (причинно-следственная цепочка):

1. Родовая община;

2. Развитие материальной культуры восточных славян;

3. Соседская община - "вервь";

4 Зарождение неравенства;

5. Выделение знати и военная демократия;

6. Образование раннефеодального государства.

РОДОВАЯ ОБЩИНА — это одна из ранних форм организации людей по принципу родства, объединившаяся для совместного ведения хозяйства. Только коллективом, где всё было общее, люди могли выжить. Если кто-то из другого роду-племени попадал в плен во время стычек, то человека не превращали в раба, это было бессмысленно, потому, что он не мог выдать излишка продукта. Да, поначалу он ограничивался в свободе, но если он работал наравне со всеми, то к нему начинали относиться, как к родичу и он получал полные права. Т. е., из-за несовершенных орудий труда и суровым условиям жизни, у восточных славян не было рабства. Это отложило отпечаток на характер славян — каждого человека они воспринимали, как человека равного себе, а не как скотину, что было характерно для Греции, Рима и других стран южнее. Суровые условия жизни вырабатывали у славян такие человеческие качества, как сочувствие человеку, взаимовыручка и сострадание, способность пожертвовать собой ради коллектива. Такие качества восточные славяне пронесут через века. Это станет их национальной особенность, именно общинность, от слова "общее" поможет выживать России в самые тяжелые и трагические периоды истории (даже песня такая есть — "Думай сначала о Родине, а потом о себе"). Учёные отмечают, что родовая община у восточных славян была ещё в VI веке включительно

-3

Несколько родов объединялись в племя

-4
-5

Восточные славяне из родового, считай первобытного, перешли в феодальный строй. Но это случилось не сразу. Постепенно развивались орудия труда: например, появляется соха с металлическим наконечником, а затем и плуг. Развиваются ремёсла, орудий труда становиться больше и разнообразней, накапливается опыт по ведению хозяйства, как мы уже знаем постепенно совершенствуется система землепашества, повышаются урожаи. Так появляются излишки труда. Теперь уже каждая семья самостоятельно способна вести хозяйство, она отделяется от родовой общины — зарождается соседская община.

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА (ВЕРВЬ) — такая форма общественной организации при которой существует ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, каждая семья отдельно ведёт хозяйство, но объединены для совместного решения социальных и политических вопросов. В первую очередь соседская община регулирует взаимоотношения между общинниками: раздел земельных угодий между семьями, решает конфликтные ситуации в верви, большое внимание уделялось оказанию взаимопомощи, и т.д. К соседской общине славяне начинают переходить примерно в VII веке.

-6
-7

Постепенно в соседской общине зарождается НЕРАВЕНСТВО — выделяются богатые и знать.

VIII - первая пол. IX века у славян устанавливается ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ — термин обозначающий последний этап перехода от родового (первобытного) строя к государству. Этот период прошли все народы.

Как не крути, получается какая-то несуразица, что-то не сочетается, как можно было "военное" соединить с этим скользким и бесформенным словом "демократия"? Да, как раз на этом этапе эти два слова и слились в одно понятие: существует общинное равноправие, с правом голоса каждого свободного общинника; выборность военного руководства, когда выбирали во главе войска не по знатности и богатству, а военному таланту. Но в этом водовороте стихии соперничества воинов, которые, приобретая власть, начинают пренебрегать общинными законами и оттого превращаясь в бандитов и беспредельщиков уважающих только силу и хитрость, готовых ради наживы идти на любые преступления (в истории это хорошо описано в случае с вождём франков Хлодвигом и суассонской чашей, где в полной мере проявилось подлость и коварство военного предводителя).

Этот период знаменуется организацией многочисленных военных походов за добычей. Военные вожди зачастую специально организовывали эти походы, так, как именно в них укреплялась его власть, формировалась преданная ему дружина, а удачный исход дела сулил богатство и почести. Так, в это время славяне буквально истерзали Византийскую империю, иногда "прочёсывая" её аж до Адриатики, и никакая сила не могла с ними справиться!

Поход восточных славян на Византию.
Поход восточных славян на Византию.
-9

Постепенно созрели условия, когда достаточно было, чтобы появился сильный военный вождь с большими амбициями, и постепенно он закрепляет за собой власть, передавая её по наследству. Вече, как народное собрание превращается в совещательный орган. Старейшины общин начинают заниматься сугубо хозяйственными делами, к принятию политических вопросов не допускаются. С этого момента военная демократия перерастает в государство.