Мое раннее детство пришлось на восьмидесятые-девяностые, две похожие, но такие разные эпохи. В восьмидесятые дома царили отечественные ароматы, изредка разбавляемые польскими и, кажется, индийскими. В девяностые наступило с одной стороны изобилие, когда появились неслыханные магазины и самые что ни на есть французские духи, а с другой стороны, полностью иссякли средства на такие роскошества. Тем не менее мама, та еще парфюманка, все равно как-то копила, обменивала, доставала хотя бы самые крошечные миниатюрки, даже, кажется покупала флаконы вскладчину с подружками.
Самым знаковым ароматом самого начала 90-х у нас дома оказался почему-то Бик, той самой фирмы Бик, которая производит ручки, бритвенные станки и зажигалки. Это, конечно было что-то необычное, ладно, модные дома выпускали ароматы, знаменитости да ювелиры, но чтобы производитель канцтоваров? Это было еще до того как я узнала что всякое бывает, и есть парфюм под брендом Мерседес-Бенц и вообще все что угодно.
У мамы были красный и синий, а всего их было четыре: День, Ночь, Спорт и Мужской. Синий, Bic Nuit, она даже несколько раз повторяла, пока они все не исчезли. Был он, конечно, тоже вполне сумасшедший в духе времени, шлейф не вился легонько следом за обладательницей, а прямо-таки волочился, растягиваясь на 30 метров, и идя домой, я заранее знала, что мама пришла с работы, потому что даже во дворе тучей висел этот запах. Мне почему-то казалось, что среди всех этих цветов еще прячется аромат вареного риса. Звучит сомнительно, но в моих детских глазах это только усиливало его привлекательность: я обожала рисовую кашу. В целом, это был крепкий цветочно-восточный аромат и я подозреваю, что там цвела и пахла тубероза, такая же, как в Poison. Стойкость тоже была завидная, еще пару лет после последнего флакончика Nuit мама не могла отстирать от аромата шерстяные свитера.
В то время парфюмерный рынок полнился сомнительными имитациями и вариациями на темы известных духов, недорогими, но законными брендами, которые копировали запахи модных парфюмов 80-х, а также бездонным морем самых разнообразных подделок в безумных флаконах и душераздирающих коробках, какими-нибудь "Шанель №666" или "Чанель №5". Дикой фантазии производителей парфюмерии тех лет можно только позавидовать, и на этом фоне Bic смотрелся вполне органично. Я честно после этого долго думала, что это была очередная подделка или порождение угара 90-х, а название канцелярской фирмы приписали туда просто так, для смеха.
Уже значительно позже я узнала, что это были настоящие духи, которые действительно выпустили, и не от балды, а продумав концепцию и разработав стратегию, и даже построили для этого отдельную фабрику во Франции. И концепция со стратегией оказались настолько "успешными", что через два года эти духи сняли с производства и постарались забыть об их существовании. Но народ всё помнит, особенно наш народ, вон. на русскоязычных ресурсах отзывов на старичков Бик куда больше, чем на англоязычных. Неудивительно, это сейчас наши дамы — самый избалованный и придирчивый контингент в отношении парфюмерии, а тогда только пробовали, ошибаясь и спотыкаясь (хотя и не факт, что ошибались в отношении Bic).
Ароматы Бик позиционировались как доступный люкс, но для люкса цена была слишком мала (в США 5 долларов, во Франции — 20-25 франков, но правда и размерчик был невелик, меньше 10 мл) да и упаковка подкачала: они были засунуты в блистеры, картон плюс пластик, как бритвенные станки или ручки. Симпатично, конечно, но тогдашняя публика не сумела понять всей этой концептуальности и сочла ароматы какой-то дешевкой для подростков. Но самим подросткам такое было тяжеловато и взросло, потому что целевой аудиторией производители планировали взрослых женщин и мужчин. Сыграло роль и то, что у духов не было тестеров, вернее, сначала были, но быстро кончались или разворовывались ввиду мелкого размера, так что нужно было покупать кота в мешке. А по виду флакона и упаковки казалось, что там налито что-то бензиново-газовое, а не традиционные цветочки.
В общем, в 89 году их выпустили, в 91-м — сняли, а остатки, видимо, забросили на дикие российские и восточноевропейские рынки, потому что у нас они еще продавались в 93-94 годах, а знакомые из Болгарии вспоминают, что у них они присутствовали чуть ли не до конца 90-х. Конечно, сама я еще ходила под стол пешком, и таким не пользовалась, но все равно хотелось бы припасть и попробовать, просто потому, что их носила мама, тогда совсем молодая.
Надо сказать, их уже успели и подделать, уж не знаю кому это было нужно. Я своими глазами лет 5-7 назад видела на каких-то развалах в Гарлеме подобные флакончики, сделанные грубо и аляповато, и притом в каком-то золоте со стразами, как и полагается уважающим себя производителям Жападоров, Чанелей и Гусси. Предположительно, Бик несколько лет назад возобновил производство зажигалочных парфюмов, но уже других, что-то там такое розовенькое, желтенькое, с наклейками, но складывается впечатление, что это тоже не совсем аутентичные товарищи (пусть они и зарегистрированы на фрагрантике), а порождения тех же подозрительных гарлемских торговцев.
Конечно, настоящие еще можно купить на ebay, потратив от 100 долларов, но выглядят они примерно как на скрине ниже, духи выпарились, почернели и явно давно упокоились в мире. Наверное, только самый отпетый коллекционер решится потратиться на такое.
Что касается аромата, конкретно синего Бика, сейчас по самым смутным воспоминаниям похожими на него мне кажутся White Diamonds Элизабет Тейлор и классический Бушерон.
Интересно, что я разговаривала с подружками-ровесницами, и мало кто запомнил Бик, интересно, помнит ли кто-то из моих читательниц эти зажигалочки?