Найти тему
КинООфилин

Первые ужасы - экранизации

В первые годы кино экранизации значили не так много. Сделать действительно серьезную работу не позволяли ни хронометраж, ни умение. Однако в двадцатом веке ситуация кардинально изменилась и многие шедевры были именно экранизациями. А что же жанр ужасы? Какие серьёзные ленты можно назвать первыми основанными на литературных источниках? Начать, пожалуй, стоит с пионера жанра и кино Жоржа Мельеса. Его вкладом в данную тему был фильм "Синяя борода" - экранизация сказки Шарля Перро. Классический сюжет впоследствии не раз будет обыгрываться в кинематографе.

По сути, жанровой можно назвать только сцену в запретной комнате Синей Бороды. Она интересна ещё и тем, что показывает стагнацию методов и идей Мельеса. Для демонстрации эмоций он включает в актёрский состав беса-мужчину и ангела-женщину. Чтобы показать пятно крови на ключе, по которому Синяя Борода узнал об ослушании жены, ииллюзионист использует гротескный трюк с увеличивающимся предметом, который становится больше персонажей фильма. Работы мастера будто замерли во времени и совершенно не развивались кинематографически. Он по прежнему полон идей, но, к сожалению, всё больше театральных. Мельес так и не смог разделить театр и кино, поэтому снятый чуть позже "Мальчик-с-пальчик" Шомона, смотрится будто пришелец из далёкого будущего. Но сейчас речь пойдёт не о нём.

В 1908 году в Дании был снят шестой фильм в серии о Шерлоке Холмсе по сценарию Артура Конан Дойля. Серия была весьма успешна, а исполнителем роли Холмса и режиссёром был Вигго Ларсен, один из пионеров датской киноиндустрии, впрочем, не слишком удачливый. Это одно из первых появлений частного сыщика в кино. От всего фильма осталось лишь несколько рекламных кадров и краткий синопсис. В особняке полном тайных комнат и ловушек посетителям встречается призрак дамы в сером. Все, видевшие её, умирают. Холмс, скептически настроенный к потусторонним вещам, берётся раскрыть это сложное дело. Я очень не люблю рассказывать об утерянных картинах, но иногда приходится. Следующее появление великого детектива в рамках жанра состоится только в 1914 году.

Последний по списку, но не по значению, фильм "Доктор Джекил и мистер Хайд" 1908 года. К сожалению, от этого фильма не осталось даже кадров. Только подробное описание, сохранившееся благодаря радиопередачам. Продюсер Селиг искренне предполагал, что его экранизация строго соответствует оригинальной книге. Конечно, это было не так. Сюжет представлял собой выжимку из пьесы, с успехом шедшей в европейских театрах за несколько лет до съёмок. Неизвестно даже, точно ли фильм снял Отис Тёрнер. Работа проходила прямо на сцене одного из театров Чикаго. Создатели не смогли даже уйти от привычного разделения на акты, которые сопровождались подъёмом занавеса. Фактически, это были съёмки, скорее, спектакля, чем фильма. Даже превращение Джекила в Хайда проходило без применения возможностей кино. По воспоминаниям, актёр горбился, корчил гримасу, незаметно сдвигал низко на лоб парик и дёргал за шнурок в пальто, чтобы завершить преображение сменой одежды. Однако этого было достаточно, чтобы критики и зрители отметили потрясающую актёрскую игру. Что же происходило в фильме? В первой сцене Джекил признаётся в любви дочери викария Алисе. Затем под действием таинственного зелья он превращается в Хайда, нападает на неё, убивает прибежавшего на помощь её отца и сбегает. Далее ночью Ланьон, друг Джекила, видит, как в его лабораторию проникает ужасное существо, которое затем превращается обратно в доктора. Мучимый совестью, герой сражается со своим внутренним Хайдом и побеждает, когда к нему заходит облачённая в траур Алиса. Окончательно раздавленный совестью, он готовит яд и, превратившись в монстра, выпивает его. Занавес. Также сие действо разбавляла внезапно комичная любовная линия между полицейским и кухаркой доктора Джекила. Зачем? Во славу Сатаны конечно же!

Такими были первые жанровые экранизации. Первое десятилетие двадцатого века перемалывало индивидуалистов-энтузиастов и щедро осыпало их пеплом нарождающихся промышленников кинопроизводства. Во втором десятилетии количество экранизаций значительно выросло, так же, как и их качество. Уже 1910 год озарится первой в мире экранизацией "Франкенштейна". Но это совсем другая история.

З.Ы. Новые статьи выходят каждый день. Впереди множество фильмов, на пути к настоящему, но это не значит, что не будет прыжков во времени. Аппарат Уэллса прекрасно работает.

На заре кинематографа:

1. Самый первый фильм ужасов

2. Фильмы ужасов 19-го века

Жорж Мельес и его фильмы в жанре ужасов:

3. Первые фильмы ужасов Мельеса

4. Стереофильмы-ужасы в 1903 году

5. Последние фильмы ужасов Мельеса

Сегундо де Шомон:

6. Первый специалист по спецэффектам

Франкенштейн и его монстр

7. Впервые на экране

Шерлок Холмс в театре ужаса

8. История первой экранизации "Собаки Баскервилей"