Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Смотрим хит советского проката «Тень у пирса» с Жаковым и Савиновой

Пятый фильм ретроспективы ко Дню ВМФ

Пятый фильм ретроспективы ко Дню ВМФ

Плакаты Михаила Хейфица (слева) и Арсения Клементьева из коллекции Музея кино
Плакаты Михаила Хейфица (слева) и Арсения Клементьева из коллекции Музея кино

Просмотр старого черно-белого фильма «Тень у пирса» для меня удивительным образом совпал с окончанием сериала «Убивая Еву»: в обоих фильмах оперируют как вражеские шпионы, так и доблестные разведчики, которые разбивают коварный замысел врага.

Только кино в 1955, даже при всем своем гламуре, не уподоблялось показу мод или музыкальному клипу. Про свои впечатления от агитки «Убивая Еву» я обязательно напишу в ближайшее время, а пока поговорим про олдскул.

Любовь у моря: Роза Балашова (библиотекарь) и Олег Туманов (мичман, бывший разведчик)
Любовь у моря: Роза Балашова (библиотекарь) и Олег Туманов (мичман, бывший разведчик)

Итак, Одесса, 1955 год. Хотя правильнее, наверное, было бы называть все-таки 30-е: фильм «Тень у пирса» как будто выплыл из довоенного прошлого, как призрак или заморский гость. Немало перекличек с зарубежным кино: исполнительница главной роли Роза Балашова (библиотекарь на корабле) напоминает Ингрид Бергман, а сюжет, вдохновленный повестью «В океане» Николая Панова из его знаменитой серии «Орлы капитана Людова», заставляет вспомнить о шпионских историях Альфреда Хичкока еще до его переезда в Голливуд.

Ретроспектива ко Дню ВМФ:

Мы из КронштадтаКрейсер «Варяг»Голубые дороги За тех, кто в море

Сегодня над феноменом шпиономании в кино любят иронически посмеиваться: мол, этого на самом деле не было, мол, всё это выдумки наивных сердец. Действительно, «враг» выглядит чересчур отрицательным, а «наши» носят белое и с легкостью разгадывают планы противника. Особенно отмечу второстепенную, но выдающуюся роль Екатерины Савиновой, которая сыграла роковую женщину: официантка Клава Шубина в ее исполнении искусно лжет, предает и, конечно, плачет и страдает.

В фильме «Тень у пирса» и правда многое утрируется. Но не надо забывать, что режиссер Михаил Винярский – во многом выходец из школы эксцентрики (окончил мастерскую Эйзенштейна во ВГИКе и работал помощником на фильме «Аэроград» Довженко), а исполнитель роли Людова Олег Жаков, который играл в «Мы из Кронштадта», первом флиьме нашей программы, занимался в студии ФЭКСов (Фабрики эксцентрического актера). Отсюда в фильме преувеличения, местами комичность и даже пародийность.

Эйзенштейн писал записки режиссерам с просьбой взять студента такого-то на практику, и ему, конечно, никто не отказывал. Роль это сыграло для нас огромную. У меня хранилась его записка к Довженко: «Дорогой Сашко! Посылаю к тебе одного из своих эйзенщенят. Он безусловно одарен. Прошу любить-жаловать, но будь бдителен: он не без остапбендеризма. Твой Сергей».
Михаил Винярский. Воспоминания о занятиях в режиссерской мастерской Сергея Эйзенштейна. Журнал «Киноведческие записки» №80, 2006 г.

«Тень у пирса» – фильм про моряков, но необычный: корабль в ожидании буксировки, в море еще не идет, всё действие происходит на суше, на улицах, в квартирах и кабинетах города Одессы.

К сожалению, сегодня пирсы рушатся, парк полузаброшен, а фильмов Одесская киностудия больше не снимает. А ведь «Тень у пирса» – это тот редкий случай, когда этот прекрасный портовый город на пленке увидела вся страна: в 1955 фильм вошел в пятерку самых кассовых в прокате, его посмотрели 29,7 млн. человек.

Приятного просмотра! Делитесь впечатлениями в комментариях 👇