Найти тему
Sunny Blues

Би Би Кинг: "Меня бесит, когда некоторые умные люди, пишущие книги, обязательно связывают блюз с трагедией"

Оглавление

Любой человек, который отыграл более 15 000 концертов за более чем 60 лет гастролей, имеет право называться легендой. И тем не менее, Би Би Кинг - гораздо больше, чем просто легенда.

Би Би Кинг
Би Би Кинг

Он продал бесчисленное количество пластинок, его уважали все музыканты и он был назван третьим величайшим гитаристом всех времен по версии журнала Rolling Stone.

Его очень любили, и он заслуженно заработал себе прозвища Король Блюза и Посол Блюза. Би Би несомненно, более, чем кто-либо другой, обратил многих в веру, имя которой Блюз.

Би Би Кинг:

«Моя музыка духовна для меня. Когда я играю, я чувствую то, чего не чувствую более никогда»

Би Би Кинг родился глубоко в сердце дельты Миссисипи и начал записываться в начале 1950-х годов в Мемфисе, штат Теннесси, при этом он почти сразу начал активно общаться со своими поклонниками. Он всегда умел общаться с людьми, как за микрофоном в качестве ди-джея на WDIA в Мемфисе, так и со сцены, когда он играл свою любимую Lucille.

Чтобы понять, что сделало Би Би Кинга таким великим, достаточно прослушать саундтрек к фильму The Life of Riley (Жизнь Райли). В него входят авторские произведения: некоторые из его самых ранних записей, в том числе его самая первая песня Miss Martha King, студийные треки, такие как Sweet Little Angel (предположительно об Этте Джеймс) и концертные версии, включая How Blue Can You Get из Live At the Regal - возможно, лучшей концертной записи блюза всех времен.

Недавно вышедший бокс-сет из 10 компакт-дисков Ladies and Gentleman, Mr B.B. King - достойная дань уважения человеку, у которого была самая длинная карьера звукозаписи среди всех блюзовых исполнителей. Он подчеркивает, насколько многочисленны и разнообразны были альбомы, которые Би Би записал за семь десятилетий. Поскольку его жизнь, в основном, прошла в разъездах, неудивительно, что многие из его лучших альбомов являются концертными записями. Среди лучших также Live At Cook County Jail 1971 года и Live in Japan, которые, несмотря на то, что были записаны в одном году, показывают нам совершенно разные стороны великого музыканта. Еще одна классическая запись, выпущенная в 1990 году - Live at the Apollo.

Среди наиболее ярких моментов его карьеры также Blues on Top Of Blues 1968 года, Together For The First Time - альбом 1974 года, записанный вместе с его старым другом Бобби «Блю» Блэндом, Blues ‘n’ Jazz 1983 года и Blues on the Bayou 1998 года. Если кто-то сомневался, что блюз с годами не стареет, слушайте One Kind Favor 2008 года, который Би Би записал с продюсером Ти-Боуном Бернеттом - именно так следует играть блюз.

«Меня бесит, когда некоторые умные люди, пишущие книги, обязательно связывают блюз с трагедией. В детстве для меня блюз означал надежду, волнение, чистые эмоции»,

- Би Би Кинг

Райли Б. Кинг - сын Альфреда и Норы Эллы Кинг. Он родился в 1925 году в Индианоле, в самом сердце дельты Миссисипи. Его назвали Райли в честь ирландца, владевшего плантацией, на которой жили и работали его родители.

«Его звали Джим О’Райли; мой отец и мистер О’Райли были очень хорошими друзьями, и отец назвал меня в честь друга, но не стал использовать букву «О». Когда я стал достаточно большим, чтобы узнать об этом, я однажды спросил своего отца: «Почему ты назвал меня в честь мистера О'Райли, и не оставил "О"?» И отец ответил мне: «Ты выглядишь недостаточно по-ирландски!».

По словам Би Би Кинга, каждый раз, когда вы рождаетесь на плантации, у вас нет выбора. Сначала плантация, это всегда основное, а потом уже всё остальное . Тем не менее, The Beale Street Blues Boy, как теперь звали Райли Б. Кинга, попытался все это изменить. Он впервые поехал в Мемфис в 1946 году и останавливался там у своего двоюродного брата Букки Уайта, но вскоре вернулся в Индианолу, чтобы работать трактористом.

Вдохновленный радиошоу Сонни Бой Уильямсона, юный Райли вернулся в Мемфис в 1948 году. «Я попал на прослушивание для Сонни Боя, и я исполнил одну из песен Ивори Джо Хантера под названием Blues of Sunrise».

«Сонни Бой тогда работал в Западном Мемфисе, в небольшом заведении под названием 16th Street Grill. Моя работа заключалась в том, чтобы играть музыку для людей, которые не играли в азартные игры. В 16th Street Grill было игорное заведение, и если парень приходил и приводил свою девушку или жену, которые не играли в азартные игры, моя работа заключалась в том, чтобы сделать их счастливыми, играя для них танцевальную музыку. Похоже, им нравилось, как я играю, поэтому мисс Энни сказала, что если я сделаю радиошоу, как Сонни Бой, она готова платить мне шесть дней в неделю по 12 с половиной долларов в сутки плюс проживание и питание. Слушай, я не мог в это поверить».

Вот так он начал работать на радиостанции WDIA. «Когда я был диск-жокеем, меня называли Блюз Бой, парень с Бил-стрит. Люди писали мне и вместо того, чтобы говорить Блюз Бой, они просто сократили, до Би Би». Его популярность в Мемфисе дала ему возможность записаться для Bullet в 1949 году. Первые записи получились не слишком удачными, но затем, в сентябре 1950 года, Сэм Филлипс пригласил Би Би в свою студию Memphis Recording Services.

Bihari brothers, которые заглянули в Мемфис в поисках талантов, подписали контракт с Би Би, их лейбл RPM согласился выпустить песни, которые он записал вместе с Филлипсом.

Записи не пошли, но младший из братьев Бихари, Джо, отправился в Мемфис и 8 января 1951 года записал Би Би в комнате в YMCA. Во время следующего визита в Мемфис Бихари записал в исполнении Би Би версию песни Лоуэлла Фулсона Three O’clock Blues. Она попала в чарт 29 декабря 1951 года и в итоге провела 5 недель на первом месте в начале 1952 года. Это не стало сенсацией, но это стало началом самой успешной и продолжительной карьеры в современной истории блюза.

В первые годы своего успеха он останавливался в Мемфисе, где стал большой звездой, но по иронии судьбы - не всегда такой большой, как он думал. Би Би: «Мы были в Мемфисе в Auditorium, Элвис, Бобби Блэнд, Литтл Милтон, Литтл Джуниор Паркер, Хаулин Вульф и я. Все по очереди выходили на сцену. Бобби Блэнд - актер на сцене, он заводит людей. Литтл Милтона и меня вы знаете, мы делали то, что обычно делаем, но мы не смогли завести толпу, как Бобби Блэнд. Мы ушли в гримерку, на сцене Хаулин Вульф, и мы слышим - люди сходят с ума. Милтон говорит: «Что-то там происходит». А Джуниор Паркер говорит: «Давайте посмотрим». Итак, "Волк" играет Spoonful, мы идем туда, он на четвереньках ползает по сцене, а люди просто сходят с ума. Вот так».

Однажды ночью Би Би играл в клубе в Твисте, штат Арканзас, и там произошла драка, в результате которой была опрокинута печь, и деревянное здание загорелось. Группа и публика выскочили наружу, и тут Кинг сообразил, что он оставил внутри свою любимую гитару за 30 долларов; он бросился обратно в горящее здание, гитару ему удалось забрать, но он едва не погиб. Выяснилось, что драка произошла из-за женщины по имени Люсиль, и с тех пор каждая из 20 или около того гитар, сделанных фирмой Gibson на заказ для Би Би называется Lucille.

Lucille
Lucille

На протяжении всего времени, пока Кинг записывался на RPM Records, он выпускал хит за хитом, трижды возглавляя ритм'энд'блюз чарты. В конце 1958 года он перебрался в Кент, покинув компанию RPM. Би Би пробыл в Кенте почти все 1960-е, ни разу более не возглавляя чарты, но написав множество хитов. Его мягкий голос с оттенками госпела в сочетании с блестящей игрой соло на гитаре стали неотразимой комбинацией - Би Би Кинг - один из самых успешных музыкантов в ритм'энд'блюз чартах.

В 1960-х молодые белые рок-музыканты открыли для себя чёрный блюз, что дало карьере Би Би Кинга (и не только его) реальный толчок. В 1970 году трек The Thrill is Gone занял 3-е место в ритм'энд'блюз чарте, а также попал в Hot 100, и заняв там 15-е место, стал самым большим хитом Би Би.

В 1969 году он впервые посетил Европу, и зрители с готовностью приняли его, хорошо осведомленные о влиянии легенды на Эрика Клэптона, Питера Грина и других английских музыкантов.

Альбом Би Би Кинга Live at the Regal, записанный в 1964 году, долгие годы пользуется большим уважением как среди музыкантов, так и среди фанатов по обе стороны Атлантики.

Во многом успех Би Би можно объяснить его живыми выступлениями. Он всегда был одним из самых трудолюбивых концертных исполнителей, отыгрывая от 250 до 300 концертов в год даже в самые неурожайные годы. Он также умел хорошо держать музыкантов своей группы вместе, что свидетельствовало о его несомненных навыках лидера, но ещё более - о его добродушном характере в качестве босса.

В 1969 году Би Би Кинг гастролировал по Америке с Rolling Stones, они тогда впервые увидели вживую одного из величайших музыкантов всех времен.

Басист The Stones Билл Уаймен: «Мы обычно выходили на сцену и смотрели, как играет Би Би. У него был оркестр из 12 человек, и они все были блестящими музыкантами. Но что меня всегда ошеломляло в его игре, так это то, как он энергично играл на гитаре, и вдруг просто переходил на шепот. Царила тишина, можно было услышать даже падение булавки. И он внезапно снова начинал доводить дело до кульминации, вот что мне нравилось в его игре, масштабы его музыки».

Но пришли 1970-е годы, всё изменилось, тогда многим блюзменам было трудно найти достойную работу, но Кинг всегда находился в центре или около того. Он даже появлялся на телевидении, когда почти никого из блюзовых исполнителей невозможно было увидеть там. Его репутация среди других гитаристов дала ему положение "старшего государственного советника по блюзу". Вдобавок к этому, он всегда четко объяснял людям смысл и значение блюзовой музыки, и тем самым помогал поддерживать огонь, когда он почти угасал. В семидесятническую эпоху хард-рока Кинга иногда критиковали как слишком мягкого для блюза; но его критики отдали бы все, чтобы добиться хоть одного процента его успеха. И даже в это время блюз давал основу рок-музыкантам. 1971 год... Demon's Eye...почти классический блюз!

В 1988 году, через год после того, как он был включен в Зал славы рок-н-ролла, Кинг работал с U2 над их альбомом Rattle & Hum. Его участие в песне When Love Comes to Town показало, как играют и поют мастера в 63 года.

Не первый раз Кинг объединялся с другими исполнителями абсолютно из разных поколений, в 70-х он играл с джазовой группой The Crusaders, слепой певицей Дайаной Шур, Алексисом Корнером, Стиви Уинвудом, Бобби Бландом.

В 2001 году Би Би Кинг и Эрик Клэптон получили премию Грэмми, двое давних друзей записали альбом Riding With The King.

Би Би Кинг, как и многие его современники, был вдохновлен Луисом Джорданом, и на протяжении многих лет Би Би говорил о своем желании записать целый альбом с материалом легендарного лидера джаз-бэнда.

И в 1999 году он выпустил этот альбом под названием Let the Good Times Roll, записав 18 каверов на песни "Короля Джукбокса". Подходящее название для альбома. Это песня, которую Би-Би Кинг использовал для открытия своих концертов на протяжении десятилетий.

Би Би Кинг очень хорошо умел выдерживать перепады настроения современной музыки и продолжать при этом выпускать интересные альбомы. Он вывел блюз с обочины в мейнстрим американской музыки. Он - бесспорный Король Блюза!

Подписаться!

Читать также:

Блюз
8739 интересуются