Мой друг пишет мне, что меня наказал Бог, имея в виду болезнь моего сына.
Интересно, почему Бог, видя мои грехи, наказал моего восьмого сына, а предыдущие семеро как-то проскочили? Промахивался? Долго пристреливался?
Ну, допустим, что именно к рождению восьмого ребёнка я так зверски изгрешилась, что Бог потерял терпение, и наказал ни в чем неповинное дитя за мои грехи. Он сделал его больным. Странный, сердитый Бог, немного садист, истязает маленьких детей. Мой друг верит в такого Бога и с нездоровым сладострастием наслаждается посланными моему ребёнку муками. Торжествует, празднуя факт собственной непричастности ко греху. Потому что у него же все хорошо, значит он безгрешен.
Именно поэтому верующим бывает труднее принять болезнь ребёнка, чем неверующим. Верующие лелеют надежду, что соблюдая правила, они защищают себя от всяких бед. Что я веду себя скверно, и за это мне Бог даёт больного ребёнка. А им, менее грешным, такой свиньи Бог не подложит. На таких верующих всегда налёт самодовольства: мы-то не такие, мы-то помолимся и нас не заденет ни одна напасть. Я видела крушение людей, которые все делали хорошо и правильно, в надежде на то, что с ними будет все в порядке. Они пребывали в некоем умилении от собственной праведности и вдруг их ребёнок заболевал или рождался особым. Они были в смятении. Отрицали Бога, унывали, отрицали болезнь, отрицали необходимость лечения, начинали яростно молиться и ещё сильнее ругали Бога, когда не случалось феерического чуда. И всегда рефреном - «Господи, за что?» или «Господи, что мы делали не так?».
⁃ А давай, - говорила мне моя подруга, у которой дочка оказалась больна диабетом - к Матронушке поедем и детей отвезём?
Мы едем, и я не понимаю, как мне намекнуть подруге, что Матроне Московская была слепой от рождения и в юном возрасте перестала мочь самостоятельно ходить. Мы вместе слушали в машине ее житие, и у моей подруги ни разу не возникло вопроса, за что именно наказал Матрону Бог. Или что она сделала не так? Но при этом она раз десять спросила как бы в пространство, за что все эти муки ее дочке и моему сыну. А вдруг тоже, чтобы через них в мир пришли чудеса Божьи?
⁃
Недавно я посетила село Анемнясьево. Там жила старица Матрона Анемнясьевская. Она лет с шести стала слепой, переболев оспой, а в десят. лет , после побоев она только лежала и больше не росла. Схимонахиня старица Макария - лежачая, блаженная старица Домника - тяжко болящая, схимонахиня Феодосия Скопинская - слегла после травмы и не вставала. Старица Пелагея Захаровская - слепая от рождения. И это далеко не полный список тех, кто вымаливал счастье и долю всем приходящим, лёжа на одре болезни. Так может быть, вера - это не всегда путь к богатырскому здоровью? И даже не способ его достижения?
Что мне показалось важным в житии Матроны Анамнясьевской? Что люди уважали ее страдание. Говорили, раз ее, такую немощную, такую болящую, Господь не забирает, значит она Ему угодна. Как и когда чужие страдания перестали вызывать уважение и сочувствие в русском человеке? Что такое произошло, что о больных детях, которые, по факту есть страстотерпцы, стали говорить с такой заносчивой брезгливостью, что они - наше наказание? Вообще, откуда эта нездоровая страсть к пению анафемы всем направо и налево?
Тут, конечно, страх и суеверие, типа тьфу-тьфу три раза - чур не моя зараза. Но все это никакого отношения к вере в Господа нашего Иисуса Христа не имеет.