Найти в Дзене
Анкико в Дзене

Последние фильмы Леонида Гайдая уже не те, почему так?

Всем привет, читатели Дзен:) Задать вам вопрос: самый популярный советский фильм? Если не большинство, то много из вас ответят - "Иван Васильевич меняет профессию", которую снял Леонид Гайдай. И не мудрено. Сама картина занимает первое место в ТОП-250 Кинопоиска среди российских/советских фильмов.

Гарри Поттер? Нет, Леонид Гайдай в молодости.
Гарри Поттер? Нет, Леонид Гайдай в молодости.

Сам Леонид Гайдай примечателен, как минимум, двумя фактами. Первый - практически снимал годноту. И во вторых - воевал с цензурным комитетом. Гордился ли этим Гайдай или нет, история умалчивает. Но она знает как минимум один исторический отрезок. После войны он учился на режиссёра. Первой его актёрской ролью считается фильм "Ляна", снятый режиссёром Борисом Барнетом.

То чувство, когда ты умер, но ты жив. (с) Киноконцерн Мосфильм
То чувство, когда ты умер, но ты жив. (с) Киноконцерн Мосфильм

Первым фильмом Гайдая считается "Долгий путь", но снят он в драматическом жанре. Михаил Ромм смог увидеть в Гайдае комедиографа, и предложил ему снимать комедии. Сам мэтр поразмыслил, и подумал, а почему бы и нет. Через год он снял комедию "Жених с того света". Но проблема этого фильма в том, что его снимал не тот Гайдай, которого мы знаем. А тот Гайдай, с которым мы пытаемся познакомиться. Разумеется, фамилия "Гайдай" ничего не значило для цензурного комитета. А т.к. фильм сильно стебал советскую бюрократию (там. на минуточку, человека "похоронили", а тот тщетно пытался доказать, что он жив), то цензорам это не понравилось. Вырезали почти половину сцен, из чего полнометражный фильм превратился в короткометражный.

Казалось бы, при таком раскладе вещей, на Гайдае в роли режиссёра-постановщика можно было вешать крест. Но директору Мосфильма, Ивану Пырьеву, нравился Гайдай как режиссёр, и его работа тоже. Поэтому посоветовал снять "правильный идеологический" фильм. Что тот и сделал, назвав его "Трижды воскресший". Правда, это единственный фильм Гайдая, который он не то, что бы забыл, но не любил вспоминать. Зато цензурный комитет его простил.

Зато грибов поели. (с) Киноконцерн Мосфильм.
Зато грибов поели. (с) Киноконцерн Мосфильм.

Понимая, что следующего раза может и не быть, Гайдай начал действовать осторожно. Действовать верно, и метко. И у него это получилось. Сняв короткометражку про Труса, Балбеса и Бывалого (Пёс Барбос, и необычный кросс), сам режиссёр получило популярность, ровно как и ставшая знаменитой троица. Чуть позже Гайдай снова снял троицу, назвав короткометражку "Самогонщики", и снова угадал. Зрителям нравилось, директору Мосфильма нравилось. Цензура вроде не огрызалась. А это значит, что нужно делать фильмы.

Я знаю, что ты сейчас вспомнишь про Деловых людей. И это действительно хорошее кино. Но поистине популярность начала приносить именно следующая картина - "Операция Ы и другие приключения Шурика". Здесь Гайдай нашёл уже второго актёра, который также стал популярным, и за ним закрепилось звание "Шурик" (самому Александру Демьяненко этот образ вскоре надоел). И снова та же троица, состоящая из Труса (Георгий Вицин), Балбеса (Юрий Никулин) и Бывалого (Евгений Моргунов). Плюс, режиссёр смог подружиться с музыкантом Александром Зацепиным, который стал композитором его дальнейших фильмов. Да, благодаря ему, мы можем вкусить ту музыку, которая играет в фильмах Гайдая)

Подбирает размер шприца, который воткнут в Моргунова... Всё может быть. (с) Киноконцерн Мосфильм.
Подбирает размер шприца, который воткнут в Моргунова... Всё может быть. (с) Киноконцерн Мосфильм.

Народ хотел ещё, на что и руководство Мосфильма, и сам Гайдай отвечали "ожидайте". Вышла "Кавказская пленница". Правда, планировалось как минимум два фильма. А причина проста. Гайдай поругался с Евгением Моргуновым (Бывалый) и для него троица перестала существовать. Но это не повлияло на качество фильма. Хотя, если бы не генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев, то фильм бы положили на полку цензоры. А так, фильм стал самым кассовым в 1968 году, а цитаты ушли в народ.

Шутка-шуткой, но с такими же словами, в 1991 году отдавали Крым. (с) Киноконцерн Мосфильм.
Шутка-шуткой, но с такими же словами, в 1991 году отдавали Крым. (с) Киноконцерн Мосфильм.

Началась золотая эпоха Леонида Гайдая. Реально золотая, без преувеличения. Отбросив троицу, он дальше снимал "Шурика". В итоге вышел ранее упомянутый фильм "Иван Васильевич меняет профессию". В котором Шурик уже не студент, а учёный. Цензура тут как тут, повырезала некоторые фразы, но допустила фильм к прокату. Фильм постигла та же участь - лидер проката 1973 года, а цитаты ушли в народ. В этом фильме мне больше нравилась актёрская игра Юрия Яковлева. Так умело сыграть нюню-управдома, и грозного царя - это надо уметь. Но я отвлёкся)

Мечта советских школьников. Без преувеличения. (с) Киноконцерн Мосфильм.
Мечта советских школьников. Без преувеличения. (с) Киноконцерн Мосфильм.

Бриллиантовая рука, 1969 года выпуска могла в лёгкую повторить судьбу "Жених с того света". Но теперь дело в том, что мы познакомились с Гайдаем-режиссёром. И его фамилия теперь что-нибудь значит. Цензуре не нравилось, что главный герой дебоширит, в кадре есть проститутки (аж две!), шефа чествуют пионеры, безалаберность гос.структур и т.д. Гайдай сделал ход конём: он добавил в конце сцену ядерного взрыва и сказал цензуре, что они могут вырезать что угодно, но не взрыв. В голове не укладывается, как режиссёру удалось пойти на шантаж против цензоров, но те согласись ничего не вырезать, а ядерный взрыв потребовали удалить. В итоге, цензоры не в деле, но и не в позоре. Гайдай получает фильм. Фильм получает всесоюзную популярность и лидерство проката 1969 года. А народ получает крылатые фразы.

В принципе, 70-е годы тоже можно считать "Золотой эпохой". Тогда выходят винрарные "12 стульев". Причём винрарные настолько, что до сих пор многие не могут понять чья экранизация лучше, Гайдая или Захарова. На мой взгляд, эти две экранизации уникальны по своему, хотя некоторые не понимали, отчего роль Остапа Бендера играл грузин. Но Гайдаевская экранизация стала лидером проката 1971 года. Цитаты тоже ушли в народ.

Это дичь? А ваши цены - не дичь? (с) Киноконцерн Мосфильм.
Это дичь? А ваши цены - не дичь? (с) Киноконцерн Мосфильм.

Взяться за классика? Не вопрос. Так подумал Гайдай, и снял фильм "Не может быть!", по роману Михаила Зощенко. Сам фильм состоит из трёх новелл, все они сняты Гайдаем. Хоть каждая и не уникальна по своему, но присутствовал всё тот же Гайдаевский юмор.

Дальше последовали классики. Первая классика по Гоголю "Инкогнито из Петербурга". Вторая классика, но уже из Финляндии - "За спичками". Лидерами прокатов не стали, но зрители с теплом смотрели данные фильмы.

Многие сводят всё к тому, что "Золотая эпоха" Гайдая кончилась в начале 80-х годов. Когда на экран вышла кинолента "Спортлото-82". И пожалуй, это первый фильм, который не все восприняли как отличный. Однако, тогда интернета не было, и видиков в каждом доме тоже. А фильм то выходит от мэтра. Поэтому народ и пошёл в кинотеатры. Частично цитаты улетели в народ, а фильм стал лидером 1982 года. К слову, это последний фильм Гайдая, который покорил лидерство советского кинопроката.

Сам фильм - это один (не сплошной) продакт-плейсмент. (с) Киноконцерн Мосфильм
Сам фильм - это один (не сплошной) продакт-плейсмент. (с) Киноконцерн Мосфильм

В это время режиссёр также снимал сюжеты для киножурнала "Фитиль" для ЦТ СССР. История не знает, что такое случилось с Леонидом. Потому что на очереди выходит следующий фильм "Опасно для жизни!". Фильм хороший. И не более. Если не посмотришь титры, так вообще не поймёшь, что снимал Гайдай. Можно подумать, что это проект какого-то новичка-режиссёра, решивший заявить о себе в период "перестройки".

А что такое Перестройка, думаю не надо объяснять. Всё соответствует эпохи анархии. Цензура заметно снижает своё присутствие. Это означает что? Теперь Леониду не с кем будет спорить и доводить свою оценку, что несомненно является положительным эффектом.

Ради чего Гайдай добавил сцену с обнажённой до пояса Феофановой, когда можно было обойтись без обнажёнки, не ясно. (с) Киноконцерн Мосфильм
Ради чего Гайдай добавил сцену с обнажённой до пояса Феофановой, когда можно было обойтись без обнажёнки, не ясно. (с) Киноконцерн Мосфильм

На волне новой эпохи Гайдай снял фильм "Операция Кооперация". На этот раз Гайдай высмеивает новоявленное "Кооператор", и всё подаётся в гротескном стиле. Посмотрел, и скажу: комедия хоть и специфическая, и не идёт ни в какое сравнение с шедеврами Гайдая, но весьма смотрибельна. Особенно мне понравилось, как Гайдай нашёл в Романе Мадянове (кто не в курсе, Подполковник Колобков из сериала "Солдаты") этакого харизматичного злодея. А также мне показалось, что Гайдай старался найти замену Шурику, пригласив Дмитрия Харатьяна. Но как Харатьян ни старался, а новоявленный Шурик из него никак не вышел. Ещё удивило, что совсем молодую женщину озвучивает 50-летняя Надежда Румянцева.

Примечательно, что благодарят будущего президента США Дональда Трампа.
Примечательно, что благодарят будущего президента США Дональда Трампа.

Последней работой мэтра является также комедия на политическую тему "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди". СССР распался, именно поэтому Гайдай не стал ограничивать себя. В фильме главным мафиози "Артистом" высмеиваются практически все генсеки (за исключением трёх последних). Плюс советская (снимался фильм ещё до распада СССР) КГБ устроило тёплый приём американской ЦРУ, а в начале фильме вообще рассекретила свои советские базы. Многие пишут, что этот фильм бездарный. Однако я позволю себе возразить. Фильм, увы и ах, также не может переплюнуть предыдущие шедевры Гайдая, но записывать в плохие фильмы точно не стоит. И даже в средние. Где-то между средним и хорошим. Лидером проката не смог стать по причине развала кинопрокатной системы в РФ. Однако пару фраз всё таки улетело в народ.

Через год, в 1993 году, Леонид Гайдай умер в результате тромбоэмболии лёгочной артерии. А с ним и ушла та эпоха... Эпоха Гайдаевского юмора. Этот человек достоин того, чтобы его имя вписали в историю золотыми буквами. А последние фильмы - это не более, чем попытка вписаться в реалии нового общества. Погубило его или нет, спорное утверждение. Как по мне, всё решает не только талант, но и возраст. Вот что следует учесть нынешним киноделам, когда они снимают фильмы... Нужно брать что-то оригинальное, а не переснимать советский фильм на современный лад, думая, что дело в самой теме фильма, а не в постановке. Будут ли у нас такие же режиссёры, как Леонид Гайдай? Уверенности мало, к сожалению(

Мы Вас запомним таким, какой Вы есть!
Мы Вас запомним таким, какой Вы есть!

Мой руки с мылом и постоянно и старайся избегать близкого контакта с людьми. С опасным вирусом - шутки плохи!
Подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи, состоящие из "МНОГАБУКАВ", а также перейти на мой youtube-канал ( https://www.youtube.com/channel/UC3qT2uivM8_3gxT46VTXQyw/featured?view_as=subscriber ) ))