Все септаккорды имеют 3 варианта обращения:
· D65 – Квинтсекст аккорд – первое обращение септаккорда
· D43 – Терцкварт аккорд – второе обращение септаккорда
· D2 – Секунд аккорд – третье обращение септаккорда
Посмотрим для начала на сам септаккорд (я построила доминант септаккорд в тональности до-мажор) и вычислим бас каждого из обращений. Красным я обозначила в септаккорде ноту, которая является басом соответствующего обращения.
Теперь рассмотрим обращения доминант септаккорда в до-мажоре (звуки «Соль» «Си» «Ре» «Фа»). По аналогии с обращениями трезвучия, чтобы построить каждое следующее обращение септаккорда, нам нужно поднять нижний звук на октаву. Так в первом обращении D65 нота «Соль» уходит на октаву вверх, басом становится терция исходного септаккорда – нота «Си». Чтоб получить D43 из предыдущего обращения D65 бас «си» снова закидываем на октаву вверх и басом становится «ре». Аналогичным образом из D43 получается D2. Очевидно, что в соответствии с предыдущим рисунком бас в каждого следующего обращения просто переходит на следующий звук.
Обращения септаккордов в чистом виде чаще встречаются в партитурах фортепиано. Из за особенностей гитарного строя мы не всегда можем построить и использовать их на нашем инструменте (тоны берутся на разной высоте). Но знать, как они звучат и уметь петь эти аккорды, хотя бы доминант септаккорд и его обращения в тональности, будет очень полезным для всех музыкантов.