Я часто сравниваю содержание любимых книг, судьбы героев которых мне интересны и их экранизации виде кинофильмов. Свои достоинства есть и в первом и во втором вариантах восприятия событий и героев какого-то сюжета. Но чтение книг для меня по ряду причин более комфортно, чем просмотр кинофильма и тем не менее, у меня часто возникает желание посмотреть и кинематографическую версию. Особенно когда она подается талантливым режиссера-постановщика с участием прекрасных актеров. В этом случае интересна интерпретация материала книги, которая может не только соответствовать уровню оригинала, но даже превосходить его ( фильм Владимира Бортко "Собачье сердце" пример этому)
Но вот недавно сильное впечатление на меня произвела повесть Дэнинла Киза “Цветы для Элджернона” , в жанре научной фантастики и я делился уже своим впечатлениями на своем канале вот здесь. Мне кажется, что я хорошо написал -можно почитать и сравнить со своим представлением. Здесь же я главную мысль из той записи:
Книгу нужно читать - она одна заменит собой сотни книг по столь модной сейчас популярной психологии и задаст вопросы, на которые нужно будет искать ответы самому.
Книгу нужно читать, потому что все содержанием идет от первого лица, и это не просто повествование - это мысли и чувства конкретного человека (может быть и читателя), сначала неграмотные, ограниченные в своей содержательности (но не привлекательности), а потом все более совершенные и ёмкие... ... книга вся целиком дает ощущение нужности и важности своей и, что главное - чужой жизни.
И я бросился искать достойную экранизацию, но, увы, такой не оказалось - очень видимо сложно показать весь спектр тех тем, которые книга затронула, и которые представлены читателю в виде дневниковых записей .
Но поиски все-таки не были напрасными и я, с подачи своих друзей, все-таки увидел решение в виде моноспекткля режиссера Ив Анжело с одним единственным актером Грегори Гадебуа
Я просмотрел и для меня неважным стало, что спектакль не раскрывает все нюансы очень разноплановой повести и многие сюжетные линии были пропущены. Не суть. Главное в том, что автору моноспектакля и исполнителю главной и единственной роли удалось показать внутренний миру Чарли Гордона - его переживания, его поиски самого себя, его трагедию.
... его ум, способности воспринимать информацию, мыслить, запоминать, анализировать растут в геометрической прогрессии и чуть ли не в каждой сфере человеческой жизнедеятельности - биология, география, математика, искусство ….
Чарли меняется - меняется отношение к нему окружающих и меняется его к ним отношение - те кто были для него друзьями, кумирами и предметом поклонения и обожания, теперь видятся приземленными, тщедушными, жестокими и не очень порядочными людьми с ограниченными возможностями и неуёмными амбициями.