Найти тему

НОВОМИХАЙЛОВКА. Церковь Михаила Архангела по проекту Д. Жилярди, Орловская область, Корсаковский р-н

Андрей Викторович Чекмарёв ранее публиковал свою статью об этом храме как в сборнике ОИРУ (22/38) 2017 года, так и в своём ЖЖ https://av4.livejournal.com/58926.html. В этой статьей он дал широкий архитектурно-типологический и исторический контекст этого замечательного и забытого памятника архитектуры. Храм был возведен в 1828-1831 гг. по заказу князя Сергея Михайловича Голицына(1774-1859) – владельца усадьбы Кузьминки и почётного опекуна Воспитательного дома, благодаря которому Доменико Жилярди(1785-1845) воплотил в жизни ни один свой замысел.

Этим материалом я также хочу выразить благодарность талантливому орловскому краеведу и настоящему энтузиасту Марине Алексеевой, которая организовала для меня удивительное путешествие по Орловщине! Надеюсь, что мой скромный вклад в развитие орловских усадеб заинтересует читателей блога.

Друзья, а бывали ли вы в Орловских усадьбах? Знали о существовании заброшенного ампирного храма в этом регионе?


Дата фотографий: 10 апреля 2018 года.
Друзья, а бывали ли вы в Орловских усадьбах? Знали о существовании заброшенного ампирного храма в этом регионе? Дата фотографий: 10 апреля 2018 года.
2. Долгое время этот храм считался работой неизвестного архитектора, равно как и сохранившийся к нему проектный чертёж существовал отдельно. Только с реставратором Л.И. Островой в своё время удалось опознать в этой постройке храм с проекта Жилярди, во многом сходного с известной более ранней Троицкой церковью в селе Р.Е. Татищева Коледино в окрестностях подмосковного Подольска.
2. Долгое время этот храм считался работой неизвестного архитектора, равно как и сохранившийся к нему проектный чертёж существовал отдельно. Только с реставратором Л.И. Островой в своё время удалось опознать в этой постройке храм с проекта Жилярди, во многом сходного с известной более ранней Троицкой церковью в селе Р.Е. Татищева Коледино в окрестностях подмосковного Подольска.
3.
3.
4. Однако, несмотря на сходство, храм в Новомихайловке более компактен и лаконичен. Отсутствие экседры с запада, при сохранении аналогичной с востока, обозначило подчёркнутую ориентацию храма на восток, уравновешенное колокольней.
4. Однако, несмотря на сходство, храм в Новомихайловке более компактен и лаконичен. Отсутствие экседры с запада, при сохранении аналогичной с востока, обозначило подчёркнутую ориентацию храма на восток, уравновешенное колокольней.
5. Храм в Новомихайловке в полной мере не был усадебным храмом, хотя был расположен недалеко от усадьбы Голунь, принадлежавшей вместе с окрестными сёлами Голицыным.
5. Храм в Новомихайловке в полной мере не был усадебным храмом, хотя был расположен недалеко от усадьбы Голунь, принадлежавшей вместе с окрестными сёлами Голицыным.
6. Начатое ещё в 1780-м году М.А.Голицыным строительство, от которого по сей день сохранился обширный конный двор-крепость и главный дом 1810 года, приписываемый руке Андрея Воронихина органично предполагало возведение неподалёку соответствующего уровня храма со стороны Москвы.
6. Начатое ещё в 1780-м году М.А.Голицыным строительство, от которого по сей день сохранился обширный конный двор-крепость и главный дом 1810 года, приписываемый руке Андрея Воронихина органично предполагало возведение неподалёку соответствующего уровня храма со стороны Москвы.
7. Хотя в самой усадьбе имелся собственный Покровский храм 1790-1816-х гг., построенный по образцу Софийского собора в Царском Селе, разобранный в 1960-х гг. Таким образом, несмотря на свободное месторасположение, храм можно рассматривать в контексте формирования соседнего архитектурного ансамбля.
7. Хотя в самой усадьбе имелся собственный Покровский храм 1790-1816-х гг., построенный по образцу Софийского собора в Царском Селе, разобранный в 1960-х гг. Таким образом, несмотря на свободное месторасположение, храм можно рассматривать в контексте формирования соседнего архитектурного ансамбля.
8. История самого храма на этом месте приходится на время его строительства на нынешнем месте в 1830-е гг. Прежний деревянный храм находился в полуверсте от более раннего в сельца Сергиевское. Прихожанами храма крестьяне самой Новомихайловки, Сергиевского и деревень: Александровки (Гнидовки), Груденец, так и ныне исчезнувших Крутой Верх и Бутырки (Голицынские Выселки). В отличии от Голуни, где было 2000 душ, здесь всего было 40 дворов.
8. История самого храма на этом месте приходится на время его строительства на нынешнем месте в 1830-е гг. Прежний деревянный храм находился в полуверсте от более раннего в сельца Сергиевское. Прихожанами храма крестьяне самой Новомихайловки, Сергиевского и деревень: Александровки (Гнидовки), Груденец, так и ныне исчезнувших Крутой Верх и Бутырки (Голицынские Выселки). В отличии от Голуни, где было 2000 душ, здесь всего было 40 дворов.
9. Церковь архистратига Михаила в своих конструкциях очень сходна с выше упомянутым храмом в Коледино и имеет ряд общих черт со снесённым в 2013 году храмом в Мольгино 1831 года. https://arch-heritage.livejournal.com/1707145.html Его мощный куб, оформленный рустом, напоминает по силе и выразительности музыкальный павильон в Кузьминках, построенный за 10 лет до того.
9. Церковь архистратига Михаила в своих конструкциях очень сходна с выше упомянутым храмом в Коледино и имеет ряд общих черт со снесённым в 2013 году храмом в Мольгино 1831 года. https://arch-heritage.livejournal.com/1707145.html Его мощный куб, оформленный рустом, напоминает по силе и выразительности музыкальный павильон в Кузьминках, построенный за 10 лет до того.
10. Южный и западный его фасады украшают монументально трактованные арочные ниши со зрительно утопленными в них двухколонными дорическими колоннадами, оформляющими паперти.
10. Южный и западный его фасады украшают монументально трактованные арочные ниши со зрительно утопленными в них двухколонными дорическими колоннадами, оформляющими паперти.
11. Внутри же храм предельно лаконичен и практически лишён ярко выраженной архитектурной отделки за исключением антаблемента.
11. Внутри же храм предельно лаконичен и практически лишён ярко выраженной архитектурной отделки за исключением антаблемента.
12. Купольный свод, плавно перетекающий в конструкцию парусов и подпружных арок, покоящихся на могучих пилонах выражают абсолютно целостность формы.
12. Купольный свод, плавно перетекающий в конструкцию парусов и подпружных арок, покоящихся на могучих пилонах выражают абсолютно целостность формы.
13. Помимо основного храмового пространства, образующего крест, внутри самих пилонов расположены камеры-помещения.
13. Помимо основного храмового пространства, образующего крест, внутри самих пилонов расположены камеры-помещения.
14. В отличии от самого объёма храма, в целом утратившего только своё завершение в виде ложного купола на невысоком барабане. Его же соседняя колокольня существенно разрушена в своё верхнем (втором) ярусе звона.
14. В отличии от самого объёма храма, в целом утратившего только своё завершение в виде ложного купола на невысоком барабане. Его же соседняя колокольня существенно разрушена в своё верхнем (втором) ярусе звона.
15. Также утрачена и колоннада, связывавшая западную паперть с противоположно расположенным входом в саму колокольню.
15. Также утрачена и колоннада, связывавшая западную паперть с противоположно расположенным входом в саму колокольню.
16.
16.
17. Храм в Новомихайловке не единственная постройка Жилярди, созданная за пределами Москвы и повторенная им несколько раз. К числу таковых относится и повторенный в Липецкой усадьбе Пальна-Михайловке, мавзолей Орловых в Отраде-Семёновском, так и храм в Бобылёвке Саратовской области, восходящий к знаменитому мавзолею Волконских в Суханово.
17. Храм в Новомихайловке не единственная постройка Жилярди, созданная за пределами Москвы и повторенная им несколько раз. К числу таковых относится и повторенный в Липецкой усадьбе Пальна-Михайловке, мавзолей Орловых в Отраде-Семёновском, так и храм в Бобылёвке Саратовской области, восходящий к знаменитому мавзолею Волконских в Суханово.
18. Но храм в Новомихайловке стал не только одно из значимых построек Жилярди вне Московской губернии, но и одной из последних построек для С.М. Голицына, женатого на легендарной Авдотье Голицыной (ур. Измайловой), приходившейся родной тётей И.И. Воронцову-Дашкову – владельцу усадьбы Быково.
18. Но храм в Новомихайловке стал не только одно из значимых построек Жилярди вне Московской губернии, но и одной из последних построек для С.М. Голицына, женатого на легендарной Авдотье Голицыной (ур. Измайловой), приходившейся родной тётей И.И. Воронцову-Дашкову – владельцу усадьбы Быково.
19. Сам С.М.Голицын был сам не только одним из крупнейших заказчиков, благодаря которому такое явление как «Московский ампир» обрело своё непостижимое индивидуальное начало, но и впоследствии стал одним из тех лиц, кто дал дорогу для воплощения своих замыслов Михаилу Быковскому (ученику Жилярди) и сыграл не последнюю роль в принятии решения о сооружении Храма Христа Спасителя по проекту Константина Тона.
19. Сам С.М.Голицын был сам не только одним из крупнейших заказчиков, благодаря которому такое явление как «Московский ампир» обрело своё непостижимое индивидуальное начало, но и впоследствии стал одним из тех лиц, кто дал дорогу для воплощения своих замыслов Михаилу Быковскому (ученику Жилярди) и сыграл не последнюю роль в принятии решения о сооружении Храма Христа Спасителя по проекту Константина Тона.
20. Несмотря на своё удручающее состояние крепкие стены и своды храма находятся в весьма неплохой сохранности. К сожалению, ничего от его внутреннего убранства не осталось – как от первоначального, 1831 года, так и от времени обновления храма в 1870 года. Уничтожены и все надгробные памятники вокруг храма, что пришлось на время после его закрытия в 1937 году. Тогда же была и утеряна могила Варвары Дмитриевны Писаревой (1810-1880) – матери известного критика и революционера Д.П. Писарева.
20. Несмотря на своё удручающее состояние крепкие стены и своды храма находятся в весьма неплохой сохранности. К сожалению, ничего от его внутреннего убранства не осталось – как от первоначального, 1831 года, так и от времени обновления храма в 1870 года. Уничтожены и все надгробные памятники вокруг храма, что пришлось на время после его закрытия в 1937 году. Тогда же была и утеряна могила Варвары Дмитриевны Писаревой (1810-1880) – матери известного критика и революционера Д.П. Писарева.

Список литературы.
1. Белецкая Е.А., Покровская З.К. Доменико Жилярди М. – Стройиздат. С. 144-146
2. Лякишева С.И. Произведение Доменико Жилярди в селе Новомихайловка (Корсаковский район Орловской губернии) // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 17 (33)
3. Чекмарёв А..В. Самый востребованный церковный проект Жилярди. Московский ампир в сельском строительстве московских заказчиков // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 22 (38). СПб. — Издательский дом «Коло», 2017. С. 261 — 298.
4.
http://korsakovo.by.ru/hram.html
5.
https://sobory.ru/article/?object=08279