Абстрактное искусство само за себя говорит что перед вами картина, но что на ней вам не понятно. Если вы не узнаете предмет, его очертания, образ - да это и есть абстракция.
Казалось бы, что можно повторить все это самому, что нет в этом никакого искусства. Но почему критики и ценители искусства тогда оценивают такие картины в несколько миллионов $$.
Все дело в том, что мы (все простые люди: не искусствоведы, музейщики или художники), не правильно понимаем то ЧТО ВИДИМ, а правильней сказать ничего не видим ТАМ, где есть ЧТО-ТО. Это что-то не что иное как замысел художника. Вот этот замысел и надо понять (разгадать), чтобы понимать изображение.
Поэтому будем разбирать как понимать замысел художников, а значит и научимся разбираться с абстракцией. С одной стороны это сложно, но в целом есть общие черты.
Для начала что такое "абстракция" вообще. Это латинское слово «abstractio», которое переводится как "отвлечение, исключение, отделение.
В словарях русского языка "абстракцию" определяют как "мысленное отвлечение от свойств и связей предмета или явления с целью выделения существенных и закономерных признаков".
Проще говоря - это упрощение реальности. Под таким углом зрения воспринимают действительность дети. Они не вешают "ярлыки", не додумывают, а видят все, что видят и не более. Об этом в Евангелии Иисус Христос как-то сказал, что "будьте просты как дети и мудры как голуби".
Теперь вернемся к искусству живописи и абстракции в ней, а точнее как все начиналось
Для начала немного истории. Первые абстрактные картины появляются в начале 1910-х гг. и не случайно. Традиционная манера изображения видеть так как видят все - устарела, это стало не интересно, так как появилось такое изобретение как фотоснимок.
Этот способ передачи изображения был более быстрый, очень точный, менее дорогой, а значит и доступней и привлекательней для потребителя. Если картины могли себе позволить в основном состоятельные люди, то фотографироваться стали все.
В то же время, человечество накрывает мир индустриализации и технического прогресса. традиционная передача изображения пейзажей, натюрмортов, обнаженных и одетых барышень, цветов, голубого неба, синего моря - все это теперь стало казаться таким далекими от реальности.
Художники прекрасно это понимали, надо двигаться вперед, идти в ногу со временем, надо экспериментировать. Тогда-то и стали появляться всевозможные постимпрессионисты, фовисты, кубисты, абстракционисты.
Все эти люди не боялись порвать с традицией, экспериментировали с цветом, формой, техникой. За что их работы позже фашисты признали дегенеративными и возили по всей Европе для посмешища (подробнее об этом событии можно посмотреть здесь).
Основоположником абстракционизма принято считать русского художника Василия Кандинского. Который однажды признался, что рассматривая картину Монэ он перевернул ее и так она показалась ему еще красивее.
Не все принимали такие новшества, поэтому центром сосредоточения абстракционистов и других таких экспериментаторов стал сначала Париж (до 1940-х гг), как столица модных новинок и гламура.
А после Второй Мировой войны многие эмигрировали в другую, на тот момент самую свободную страну, Америку.
Так появился новый центр абстрактного искусства- Нью-Йорк. Именно в этом городе до сегодняшнего дн можно познакомится с самым большим разнообразием и проследить историю становления абстрактной живописи.
Для завершение общего понятия о таком искусстве ниже приведен краткий список наиболее выдающихся представителей абстракционизма:
Василий Кандинский (1866 - 1944 г.) -основатель, российский и французский художник, Казимир Малевич ( 1879-1935) - Российская империя, СССР, Франсис Пикабиа (1879 - 1953)-Франция, Александр Родченко ( 1891-1956) - СССР, Марк Ротко (1903- 1970) - Латвия, США, Марк Тоби ( 1890 - 1976) - Швейцария, США и мн. другие.
Как понимать абстрактное изображение
1-е, что нужно учесть- это то, что художник не стремится изобразить окружающий мир, он изображает то, что чувствует в конкретный момент. Абстракции не рисуются годами, это произведения мгновения. Поэтому нельзя правильно или неправильно понимать такое искусство, оно для каждого свое.
2-е. Оглядите картину целиком, бегло бросив взгляд. Определите, что вам напоминает изображение. Потом остановитесь на отдельных ее деталях (какие цвета использованы, какие линии, загруженность рисунка, резкость переходов и т.д.).
Все это время следите за своими чувствами и только. Не пытайтесь увидеть знакомые вам очертания или сюжет и соотнести это чем-то из жизни. Будьте только наблюдателем.
3-е. Задавайте себе вопросы такого плана: что я чувствую на данный смотря на картину, приятно ли мне смотреть на изображение, есть ли дискомфорт или неприятные ощущения.
4-е. Попробуйте найти центр сюжета- это может быть точка, главная линия, фигура.
5-е. Не цепляйтесь за правильность изображаемого предмета, красоту рисования. Например если нарисован человек в виде "точка...точка...огуречик..", смотрите сквозь объект. Помните, что художники-абстракционисты передают не "сухие предметы", а чувства.
6-е. Знайте, что изначально все искусство абстрактно.
Наш мозг так устроен, что ему легко работать в "холостую". Поэтому часто совершаемые действия мы выполняем машинально (одеваем обувь, идем знакомой дорого на работу, чистим зубы и т.д.).
То же происходит и с тем, что мы видим. Что для нас привычно-то комфортно. Например на картинке дом, мы смотрим- мозг узнает знакомые очертания и говорит нам это дом. Но на самом деле это только его изображение, это не есть сам дом, мы и это понимаем.
Такой анализ мозг производит в доли секунды, мы сами этой работы не замечаем.
Но тут вы остановились и увидели что-то непонятное, мозг пытается найти в прошлом опыте зацепку и не находит, создается дискомфорт. А вы остановите свое мышление на время!