Найти тему

«ПАГАНИНИ - СКРИПАЧ ДЬЯВОЛА» БЕРНАРДА РОУЗА

Легендарная фигура гениального скрипача Никколо Паганини, композитора и виртуоза начала 19-го века, окутана тайнами и легендами. Он - икона и недостижимый идеал всех скрипачей, мастер, бросивший вызов всем музыкантам, внёсший грандиозный вклад в искусство игры на скрипке и ставший неиссякаемым источником вдохновения для потомков. Это касается не только музыкального искусства: о Паганини пишут книги, рисуют картины, снимают фильмы. Широкой публике скрипач известен по историческим анекдотам: умению играть всего на одной струне и нечеловеческой способности пробуждать своей музыкой огонь страсти в сердцах своих слушательниц. Мэри Шелли, современница артистка, писала: «Паганини доводит меня до истерики. Я наслаждаюсь им больше, чем могу это выразить словами, - его фантастическая, воздушная фигура, взгляд, полный восторга, и звуки, которые он извлекает из скрипки, - все сверхъестественно».

В новом фильме английского режиссёра Бернарда Роуза обыгрывается именно эта легенда о «сверхъестественном даре». В чём секрет таинственной власти музыканта над чувствами своих слушателей? Ещё при жизни Паганини обвиняли в связях с дьяволом - настолько ошеломительно-виртуозным было его владение инструментом и небывалая экспрессия игры на скрипке. Чувства зрителей задевались так странно и мощно, что не приписать это таинственным силам было бы странно. В самом начале фильма к молодому непризнанному таланту Паганини (Дэвид Гарретт), утомлённому ночными возлияниями и излишествами, ранним утром является господин в опереточном костюме Мефистофеля. Господин представляется неким Урбани (Джаред Харрис) и предлагает заключить контракт: известность в обмен на нечто неконкретное «после смерти». Невыспавшимся артистом движут амбиции, а в жизнь души после смерти он нисколько не верит. Он смотрит на Урбани бессмысленным взглядом художника, ухмыляется и легко подписывает бумагу.

-2

Вопреки ожиданиям, мы не видим внезапного блеска свалившейся на Паганини славы, она остаётся где-то за кадром. Всё, что мы видим - это бесконечная мука и болезнь героя, постоянно пребывающего в той или иной стадии наркотического опьянения. Вдобавок он игрок, деньги стремительно испаряются: вот уже проиграна скрипка, и герой буквально вынужден принять предложение о гастролях в Лондоне, устроенных местным музыкантом и антрепренёром Джоном Уотсоном (Кристиан МакКэй). В Лондоне Паганини ждет мрачный поначалу приём, сумасшедший успех и встреча с прелестной юной дочерью Уотсона, певицей Шарлоттой (Андреа Дэк). Что будет значить для него, избалованного женским вниманием, эта встреча? Что значит для обоих власть музыки? Откуда, наконец, у музыки власть, и такая немалая?

-3

И тут, следя за незамысловатой линей сюжета, вы вдруг понимаете, что понимать-то вам ничего и не нужно. Тихая музыка, звучавшая с самого начала ленты, уже взяла вас в плен. Она становится громче, её власть усиливается - незаметно, ненавязчиво, очень постепенно. Она вас тревожит. Выступление Паганини в Лондоне должно начаться, оркестр играет, а его нет на сцене. Зал переполнен, звучат полные ожидания аккорды вступления к его Первому концерту для скрипки с оркестром, тревога нарастает, возможно, артист исчез, он не в состоянии играть... и вдруг! Скрипка звучит у входа в зрительный зал, Паганини проходит сквозь него и поднимается к музыкантам. Кульминация. Вздох облегчения. С этой минуты не будет уже ничего, кроме музыки - властной, нежной, забавной, гневной и чарующей.

-4

Лицо и соавтор этой музыки - исполнитель заглавной роли, всемирно известный скрипач-виртуоз Дэвид Гарретт. Сценарий писался под него, ведь, в отличии от прежних исполнителей образа Паганини, Гарретта не нужно учить держать смычок. Да и к ревущим толпам ему не привыкать: молодой талантливый красавец-музыкант - любимое дитя классической музыки и шоу-бизнеса, покоривший концертные залы и стадионы, вошедший в Книгу рекордов Гиннеса. Современная рок-звезда, в роли прототипа всех рок-звёзд, он похож на внезапно похорошевшего персонажа вампирской манги

-5

Ему не нужно играть драму, драма сама должна сложиться вокруг, тот самый случай, когда короля играет свита. Поэтому его Паганини почти безмолвен. Ему не нужны слова, за него говорит звучащая с экрана музыка, слушая которую понимаешь, для чего существуют концертные залы и обновляются стерео-системы кинотеатров. Остальные актёры также не обделены музыкальным образованием: Кристиан МакКэй, играющий Джона Уотсона, - пианист. Андреа Дэк, исполнительница роли Шарлотты, с детства занималась пением и пришла на кастинг прямо из Лондонской академии музыкального и драматического искусства. Это её первая большая роль в кино, и все вокальные номера Андреа исполняет сама. Но для режиссёра, Бернарда Роуза, это уже не первый опыт экранизации жизни великого музыканта - в 1994-м он снял фильм о Бетховене, «Бессмертная возлюбленная», с Гэри Олдманом и Изабеллой Росселлини в главных ролях.

-6

Небольшую, яркую роль в фильме исполнила Джоэли Ричардсон, сыграв дерзкую и неглупую лондонскую журналистку. Эта маленькая въедливая и артистичная героиня в подчёркнуто-мужской одежде возникает в ключевых моментах истории, как контрапункт, острая комедийная краска в драматичной повести. Мрачный, ехидный великолепный Урбани (Джаред Харрис) воплощает собой тот самый таинственный рок, который движет музыкантом. Движет вполне физически, помогая передвигаться его полубесчувственному телу в пространстве. Движет интеллектуально, подогревая и распространяя нужные для рекламы слухи; манипулирует людьми, заключает сделки, получает дивиденды. У нас не будет определённого ответа, хозяин он, или слуга - как нет ответа на вопрос, владеет ли талантливый человек своим талантом? Может, напротив, талант владеет им? Мы видим муку творца, не могущего не творить, и не получающего никакой радости от обычной жизни, её простых удовольствий. Когда Паганини и Шарлотта выступают вместе, то сомнений в любви музыканта нет. Неясно только, кого он точно любит: прелестную девушку, или музыку, звучащую её голосом?

-7

Удел гения - одиночество. Вот как описывал Паганини другой его современник, английский священник Кокс: "Когда наши взгляды встретились, он улыбнулся. Никогда не забуду этой улыбки и печального, поблекшего, измождённого лица, каждая черта которого выражала глубокое страдание. Никогда не забуду этой игры, одухотворённой и проникнутой глубоким чувством..." А вот слова самого Паганини: "Мне необходим отдых в продолжение года или двух, чтобы оправиться от тяжёлых потрясений, вселивших в меня меланхолию. Кроме того, электричество, которое я чувствую в себе, когда извлекаю магическую гармонию, ужасно вредит мне". Эта волшебная, истинная музыка пленяет чужие сердца, но сжигает своего носителя. Владение ею и дар, и проклятье.

-8

Мы ошибёмся, приняв "Паганини: Скрипач Дьявола" за биографическое кино. Да, его персонажи имеют реальных прототипов, в сюжет вплетены известные истории о музыканте (игра на одной струне, подражание скрипкой звукам природы); Паганини действительно гастролировал в Англии, дружил с семьёй Джона Уотсона и принимал участие в судьбе его дочери Шарлотты, выступая с ней на концертах. Но личность главного героя была принципиально иной. Из фильма может сложиться ложное представление, будто "дар" был дан ему как бы играючи (кстати, Урбани приходит вовсе не к ленивому недоучке, а к прекрасному, только непризнанному музыканту). Жизнь реального Паганини с раннего детства состояла из непрерывного труда, многочасовых ежедневных занятий и громадных, по своим масштабам и количеству, концертов и гастрольных турне. Это был неутомимый учёный, практик и новатор, изменивший представление о возможностях скрипки, как инструмента, давший ей новый язык. "С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок", - говорили о нём современники. Паганини вёл активную светскую жизнь, преподавал, служил при дворе и много концертировал, несмотря на постоянные хронические болезни. Практически всё это осталось за рамками картины. Так что перед нами не байопик, а самый настоящий авторский фильм, художественный взгляд Бернарда Роуза - режиссёра, сценариста и оператора картины. Взгляд трепетный, красивый, местами наивный и очень сердечный, и смотрит он в вечность. Роузу удалось коснуться сути легко, будто крылом удивительной, вдохновенной музыки и показать действительно страшную, обжигающую тайну творчества просто, уважительно и торжественно. Зритель же принимает эту тайну, как странное, чувственное, волнующее и возвышающее душу удовольствие.

А теперь послушайте эту незабываемую мелодию

Если статья понравилась, ставьте лайки подписывайтесь на канал задавайте вопросы в комментариях

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: