«А действительно, зачем?» - нередко задаются вопросом потенциальные путешественники, полагая, что выбор отеля/самолета/поезда сейчас доступен любому. Так ли это, и действительно ли, профессии менеджеров туристических агентств, сотрудников отделов бронирования, авиа-отделов туроператоров практически на «последнем издыхании», вот-вот отомрут?
Начну с «ближнего круга» для путешественника, туристического агентства. Здесь хочу открыть страшную тайну: туристы, бронируя тур в агентстве, ничего ему, агентству, не платят, т.е, СОВСЕМ НИЧЕГО. Стоимость путевки определяется туроператором и, если купить путевку на его сайте, оплатив он-лайн, сумма получится ровно такая же, как в турагентстве. Разгадка проста: турагенту платит туроператор, а не турист. При этом, заплатив сайту, читай, компьютеру, вы не получите таких подробных, интересных и полезных сведений, как в турагентстве. Да и «скидочку» не попросишь – компьютер, он железный! Итак, первый миф- «покупая туры в агентстве, мы переплачиваем по сравнению с покупкой непосредственно у туроператора», похоже, не выдерживает критики.
Давайте теперь разбираться, что там с туроператорами: легко ли без них обойтись или, все-таки, с ними комфортнее? Ну, с групповыми турами, вроде бы, все более-менее ясно: чартерные билеты, квоты в отелях. Похоже, что такие путевки у специалистов тур-отрасли получаются не в пример более экономичными, чем у самостоятельных дилетантов (уж простите за этот эпитет – ничего обидного, просто если НЕ специалист, то методом исключения - дилетант). И, конечно, есть «нематериальные бонусы» - информация о выбранных отелях, порядках в них: время «check in/check out», особенности анимационных программ, инфраструктура вокруг и многое другое.
А как быть с индивидуальными поездками, которые «намечтали» семейными вечерами? Кто лучше самого путешественника составит заветный маршрут, выберет отели/апартаменты недорого и в нужном месте? Тут все не так однозначно. С одной стороны, будем честны, не во всех туроператорах/турагентствах есть отделы (или специалисты) по созданию индивидуальных эксклюзивных туров. Но по мне лучше потратить немного времени на поиск именно такого, «твоего» специалиста, и потом наслаждаться тем, как материализуются мечты, чем в итоге остаться с обманутыми ожиданиями.
Слышу вопросы и даже негодования: где их взять, таких специалистов? «Их есть у нас» - я имею в виду наш бизнес, и немало. Готова в приват переписке посоветовать таких суперагентов*, для которых «невозможного мало». Есть, конечно, и халтурщики, и просто пока не слишком опытные, но тут как везде. Такие есть и среди поваров, и среди адвокатов, и среди телеведущих, и даже (не побоюсь этого слова) депутатов. А вот профи помогут вам не только осуществить задуманное, но и избежать ошибок, которые увидеть могут только специалисты.
Сразу пример, чтобы не было ощущения «воды и лозунгов». Одна молодая семья, очень близкая мне, планируя самостоятельное путешествие, опиралась только на себя. Справедливости ради, нужно отметить, что путешественники они опытные, ребята компьютерно-грамотные и в целом очень славно образованные. Маршрут составлен, билеты забронированы, «стоянки» выбраны. Один из критерий размещения – разумная экономия. Не вдаваясь в излишние подробности, скажу, что, поселившись по пути следования в апартаменты, выбором которых очень гордились, по факту потратили немалую сумму на бензин: прекрасные экономичные апартаменты были расположены «на краю географии», за каждой мелочью – на машине. Специалист бы такое не пропустил, уверена.
Вот такие мысли о нужности нашего бизнеса. А вы, наши любимые туристы, «думайте сами, решайте сами…»
p.s. *) свое обещание посоветовать коллег-суперпрофессионалов помню и подтверждаю. Вопрос можно задать, пользуясь Инстаграм директ, например, или написать сообщение в аккаунт FB.
Связист, эксперт по коммуникациям
Хотите подробнее узнать о взаимоотношениях всех участников процесса организации отдыха? Читайте другую мою статью.