Рассказывая о зелёной архитектуре, нельзя не упомянуть произведения известного австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера.
В 1948 году двадцатилетний юноша из еврейской семьи, от которой после 1943 года почти никого не осталось, путешествуя по Италии, сменил собственное имя Фридерик Стовассер на более интернациональное — Фриденсрайх Хундертвассер. Он успел проучиться всего три месяца в венской Академии изящных искусств у профессора с символическим именем Робин Христиан Андерсен, испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле и укатил в долгое путешествие.
Сменяли друг друга города Италии: Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция. В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня бросил занятия. Он создал собственный оригинальный графический стиль, похожий на безумные воронки «Звездной ночи» Ван Гога и рушащиеся церкви Аристарха Лентулова. Он рисовал эти бурные, красочные водовороты со страстью и упоением.
Сейчас, кстати, графические работы Хундертвассера занимают почетный этаж в KunstHausWien (Доме Искусств в Вене). Он увлекался теорией трансавтоматизма, был немного сюрреалистом, немного абстракционистом, не избежал влияния орнаментов и извивов архитектуры каталонца Антони Гауди-и-Корнета (1852–1926), но главное — в лучшем виде усвоил все открытия русского авангарда 1920-х годов — от Павла Николаевича Филонова (1883–1941) до конструктивистов.
Хотя, когда видишь золотой купол над Домом или глазурованные разноцветные колонны у входа, почему-то вспоминается московский собор Василия Блаженного.
Спираль, избранная им в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой его проектов и их содержанием. Хундертвассер считал прямую линию порождением дьявола, а спираль была для него воплощением мировой гармонии. Он все время возвращался к ней — и в своей абстрактной живописи, и в архитектуре.
Хундертвассер был ярым и последовательным антифункционалистом — его здания являются самым ярким примером отрицания всего того, что принесли в архитектуру урбанизм и унификация. Считая, что дома с упорядоченными линиями фасадов подобны концлагерю, он строил здания, свободные от общепринятых норм и клише.
Иллюстрации: «Лесная спираль в Дармштадте», архитектор Фриденсрайх Хундертвассер. Австрия, 1996
В статье использованы материалы книги: Е.В. Забелина, Поск новых форм в ландшафтной архитектуре. -- Москва; Архитектура-С, 2005.