Идите в Переяславль! Зовите Александра! Мёртвый Псков зовёт тебя, Ярославич!
Фильм заслуженно легендарного советского режиссера Сергея Эйзенштейна вызвал у меня смешанные чувства. Думаю, для этого существует одна очень веская причина- я был рожден в XXI веке. Я привык видеть, что события на экране разворачиваются несколько другим образом. Мне не хватило в фильме личности, характера, раскрытия персонажей. Конечно, можно возразить, что это историческое кино, оно призвано показать нам события и эпоху, а не раскрывать сложный характер Александра Невского и подробности любовного треугольника Гаврилы, Васьки и Ольги Даниловны.
Однако! Если копнуть глубже, то легко можно узнать, что в более ранних вариантах сценария режиссер хотел показать нам Невского не только как талантливого полководца, но и как умелого дипломата, и как семьянина(сцены с Золотой Ордой и женой князя не вошли в финальный монтаж).
Конечно, все это не уменьшает заслуг фильма и его создателя. Перед нами поистине эпическое полотно, повествующее о доблестных мужах земли русской. Мы можем увидеть и замечательные пейзажи Руси(Псков, Новгород), и талантливо подобранные костюмы, хорошо соответствующие той эпохе (упустим из виду котелки на головах рыцарей и в целом их достаточно бутафорский внешний вид- все равно в масштабных сценах этого не замечаешь). Не может не обрадовать зрителя и картина битвы на Чудском озере. Вот уж где есть и героические смерти, умные тактические ходы русского полководца и многое другое.
Кроме того, мне запомнился финал картины. Тут нам показывают и развязку сюжетной линии друзей Гаврилы и Васьки, и великодушие Александра Невского, который отпускает вражеских кнехтов и оставляет в качестве пленных рыцарей, дабы позже совершить с их помощью обмен.
Что же сказать в заключении? Предугадал ли он будущую войну с гитлеровской германией или изначально снимался с пропагандистским уклоном? Это решать тебе, дорогой читатель.