Найти тему
Записки КульТуристки

Малозаметные и малоизвестные детали картины "Танец жизни" Мунка. Рассматриваем вместе

Эдвард Мунк
Эдвард Мунк

"Танец жизни" - одна из моих самых любимых картин не только в творчестве Эдварда Мунка, но и в целом. Главным образом мне нравится её неоднозначность. Взглянув на полотно, каждый увидит в нём "своё". В этой статье я расскажу о разных трактовках картины и о том, какая любовная история, вероятнее всего, вдохновила художника на создание сего полотна. Буду очень рада получить обратную связь!

Существует две версии "Танца жизни". В 2019 году в Москву приезжала первая картина из галереи ниже, и, по моему скромному мнению, она получилась гораздо удачнее второй.

Сюжет "Танца жизни"

Лунная ночь. На берегу пары кружатся в танце. По-видимому, играет музыка. Эдакая вечеринка у воды. Совершенно неудивительно, что на первый взгляд нам кажется, будто на картине множество людей. Но если мы присмотримся, то заметим, что здесь всего два действующих лица: некая дама в белом платье, и она же в черном и красном; и господин в чёрном смокинге.

На первом плане слева стоит юная девушка: пухлые щёки, румянец, улыбка, озаряющая лицо. Она протягивает свои руки к нежным цветам - символ непорочности или же близкое начало новой жизни - в данном случае отношений с мужчиной.

-3

В центре картины девушка уже держится за руки с этим самым мужчиной. Её алое платье - знак зрелости и бурно развивающихся отношений, полных любви и страстей. Но обратите внимание на лицо партнёра. Во-первых, в нём угадывается портретное сходство с самим Мунком. Во-вторых, лицо танцора переливается зелёными и жёлтыми оттенками, словно, он измождён, словно, страдает, находясь в этом союзе.

-4

На первом плане справа девушка превращается в женщину, облачённую в тёмные одежды. Её переплетенные руки бессильно опущены. Взгляд, пустой и лишённый надежды, обращён как бы в прошлое - на танцующих влюблённых. Всё осталось позади, ничего не вернуть.

-5

Выходит, весь первый план - это своего рода краткий пересказ любовной драмы героев картины. Но ведь за этой драмой стоит целый отрезок жизни, и его мы как раз можем наблюдать на дальнем плане полотна. Пары танцоров буквально заполонили поляну. Но все они безлики, а их силуэты расплывчаты в движении. Если быть точными, в движении жизни. Не важно, что именно происходило у героев картины. Важно то, что они начали вальсировать (читай начали отношения), будучи оба счастливыми. Вновь обратите внимание на цвет кожи партнёра - нет зелени. Но чем ближе к даме в чёрном, тем безумнее становится танец. И у партнёра в последний паре буквально обезумевшее выражение лица, которое вновь позеленело, а вместе с лицом и волосы приобрели этот болезненный оттенок.

-6

Личные впечатления

Впервые я увидела эту картину как раз на выставке Мунка в Москве. Очень долго рассматривала её тогда и пришла к выводу, что девушка в белом, юная и наивная, угодила в объятия не к тому человеку. Иными словами, вступила в токсичные отношения. И доказательством тому служит пара танцоров за дамой в чёрном, где партнёр буквально с обезумевшим лицом, полным жажды и какого-то нездорового восторга. Он обхватывает партнёршу за талию так, будто бы вот-вот поглотит её. Попав в капкан любви, девушка никак не может вырваться из его цепких лап. Но как только вырывается, оказывается женщиной в чёрном - мрачной, безжизненной, разочарованной.

Другие увидят в этой картине нечто другое. И, думается, что каждая версия имеет право на существование. Здесь уже вопрос в том, что ближе конкретно вам. Но как только я углубилась в изучение биографии художника, я увидела совершенно иной сюжет.

Что стало источником вдохновения?

Исследователи творчества Эдварда Мунка расходятся во мнениях по этому вопросу. Одни полагают, что сюжет картины был подсказан живописцу пьесой датского писателя Хельге Роде "В вихре вальса". Другие склоняются к тому, что на создание картины повлияли отношения Мунка с Туллой Ларсен. Этого же мнения придерживаюсь и я.

Дело в том, что эти отношения длиной в 4 года были очень болезненными для художника. Ему хотелось бежать от Туллы из-за её чрезмерной навязчивости, но она продолжала надеяться на всепоглощающую силу своей любви. Ею овладело непреодолимое желание женить на себе гения. И даже холодная, зачастую грубая манера общения живописца с ней не отталкивала её. Биограф Мунка Атле Нэсс писал про картину "Танец жизни" и место Туллы Ларсен в ней:

Женские фигуры справа и слева... каждая по-своему... в деталях напоминают её портрет, написанный Мунком в начале их отношений... Женщина в белом, стоящая слева — это „молодая“ Тулла, которая всё еще надеется с помощью своей всепоглощающей любви выманить его наружу... Женщина в чёрном, постарше — это Тулла, признавшая своё поражение.
Эдвард Мунк. Тулла Ларсен. 1899. Портрет, написанный в начале их отношений
Эдвард Мунк. Тулла Ларсен. 1899. Портрет, написанный в начале их отношений

Тулла действительно проиграла. Однажды Мунку пришло письмо от знакомого, в котором сообщалось, что Ларсен пыталась покончить с собой: врачи нашли её с двумя опустошёнными бутылками морфия. Живописец в мгновение ока приехал к ней. Она настаивала на серьёзном разговоре, но он был отложен ввиду её слабости.

Автопортрет Эдварда Мунка и Туллы Ларсен
Автопортрет Эдварда Мунка и Туллы Ларсен

Вскоре разговор состоялся. Правда, его цена была очень велика. Живописец получил огнестрельное ранение в палец на левой руке. Что произошло между двумя партнёрами - неизвестно. Но кроме пистолета и двух отчаявшихся любовников была ещё пара бутылок бренди, к моменту выстрела почти пустых. Последнее, что сделала Тулла, - это вызвала врача. Больше они уже никогда не виделись. Но оба прожили долгие жизни.

Уже через год Тулла Ларсен вышла замуж за художника Арне Кавли, который был младше неё на 10 лет. Развелись спустя 7 лет совместной жизни. В тот же год Тулла вновь вышла замуж и прожила 10 лет со вторым мужем. Это всё, что известно о некогда музе норвежского живописца.

Тулла Ларсен в исполнении её первого мужа Арне Кавли, 1903г
Тулла Ларсен в исполнении её первого мужа Арне Кавли, 1903г

А вот по Мунку происшествие со стрельбой сильно ударило, и он ещё долго приходил в себя. Прежде всего он разрезал их парный автопортрет, а затем начал создавать целую серию полотен с Туллой-убийцей. До конца жизни Эдвард, если и упоминал её в разговоре, говорил "та женщина".

Словом, эта история действительно могла оказать большое влияние на картину "Танец жизни". Но сам Эдвард Мунк утверждал, будто за основу этой картины он брал свои воспоминания о первой любви, Милли Таулов:

«В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина — воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья — как был исключён и я, когда они танцевали...»

Наверное, этот сюжет тоже имеет место быть. Но если "примерять" его к картине, то появляется много несоответствий и вопросов. Почему героиня картины похожа на Туллу Ларсен? Почему на картине в конце их отношений она оказывается такой мрачной, если в действительности Милли Таулов никогда по-настоящему не любила Мунка, а после завершения отношений быстро вышла замуж за другого? С другой стороны, каковы мотивы у живописца скрывать истинный источник вдохновения этого полотна? Словом, вопросов много, однозначных ответов нет.

Понравился ли вам такой формат статьи на этом канале? Какой сюжет картины вам наиболее близок? Или у вас есть свое видение полотна?

Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх :) И подписывайтесь на канал, впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц