Согласно данным Минэнерго России, на долю транспорта, который использует бензин и дизельное топливо, приходится 40% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также порядка 10% выбросов парниковых газов. Использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет снизить негативный показатель минимум на 5%, повысить ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств, считают в ведомстве.
И это несмотря на то что газ значительно дешевле бензина, который так востребован покупателями. На сегодня в России мало автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), или — газовых заправок. Причина в том, что в нынешних условиях строить АГНКС невыгодно, они на порядок дороже бензиновых. Стоимость крупной газовой заправочной станции на региональных трассах начинается от 160 млн рублей. Небольшая газовая заправка на компримированном газе обходится в 3–5 раз дешевле. Срок окупаемости капитальных затрат на строительство станции сегодня составляет 12 лет.
Таким образом, на отечественном рынке газомоторного топлива сложился недостаток газозаправочных станций для автомобилей, бункеровочных баз в портах, экипировочных пунктов железных дорог.
При нынешних темпах строительства АГНКС не будет хватать даже в больших городах, отмечают отраслевые эксперты. За последние два года на самой загруженной трассе в России М10 (Москва — Санкт-Петербург) открылась всего одна частная АГНКС, а на недавно достроенной М11 их нет вовсе.
Слабая инфраструктура и ограниченное число потребителей
Недостаток газовых заправок объясняется тем, что у нас эксплуатируется незначительное количество транспорта, который использует газ в качестве топлива. Основная причина связана с тем, что закупка импортного общественного транспорта на газе обходится дорого. Например, стоимость автобуса начинается от 15 млн рублей. А именно эта категория автотранспорта и является основным потребителем газа.
Главный потребитель компримированного (КПГ), то есть сжатого природного газа, — общественный транспорт. Поэтому наибольшее количество газовых заправок размещено именно в крупных городах, а не на трассах. Это связано с тем, что запас хода большинства газомоторных тягачей на сжатом газе составляет 500 км, у дизельных пробег «от заправки до заправки» — 1 тыс. километров.
Проблемы этого рынка в России также связаны с недостаточным количеством производства отечественных автомобилей на газе, а также техники для нужд сельского хозяйства.
Получился «замкнутый круг» — автомобили на газе не становятся популярнее, так как слабо развита инфраструктура, а энергетические компании не развивают сеть заправок в связи с тем, что потенциальный объем потребителей небольшой. Чтобы из этого круга выйти, бизнесу и потребителям нужна поддержка государства в виде бюджетного финансирования всех направлений газомоторной отрасли — от строительства заправок до переоборудования и выпуска новых машин на газе.
Подробнее на сайте «ЦДУ ТЭК»