Найти тему
Великое Внеземелье

Живой Ктулху

Оглавление

На сей раз расскажу о только что прочитанной мной книге. Серия "Мастера магического реализма", АСТ. 2019.

"Лавкрафт: живой Ктулху [биография]", Лайон Спрэг де Камп

Солидный том, обложка стилизована под "старину" и выглядит забавно.
Солидный том, обложка стилизована под "старину" и выглядит забавно.

Биография писателя, написанная другим писателем

Биографию "затворника из Провиденса" - мастера ужаса Говарда Филлипса Лавкрафта (1890-1937) намеревался написать Август У. Дерлет из Саук-Сити штата Висконсин - его друг, что практически в одиночку собрал, сохранил и издал его литературное наследие. Не успел - умер в 1971 году. Реализовал его идею Спрэг де Камп - известный писатель-фантаст, вместе с Дерлетом участвовавший в сборе и систематизации материалов. Биографию написал. Ну не столько биографию, сколько большое исследование личности и творчества Лавкрафта.

-2

В текст книги вкраплены пересказы - естественно, окрашенные личным мнением де Кампа - практически всех произведений Лавкрафта, а также повлиявших на него литературных предшественников и современников. Всё это порой выливается в нудные "разборы полётов"... Пересказывать и цитировать книгу не стану - в ней около семисот страниц! Сами прочтёте, коль заинтересуетесь. Отмечу лишь показавшиеся мне интересными моменты.

Издание украшено полутора десятками исторических фотографий.
Издание украшено полутора десятками исторических фотографий.

Семья

Детство Говарда Лавкрафта прошло в Провиденсе. Оно было беззаботным и безбедным, ибо его дед по материнской линии Уиппл Филлипс был весьма состоятельным человеком в Новой Англии.

Сьюзен, Говард и Уинфилда Лавкрафты, 1891. Непонятная нам мода Новой Англии (северо-восточные Штаты Америки) наряжать мальчишек девчонками.
Сьюзен, Говард и Уинфилда Лавкрафты, 1891. Непонятная нам мода Новой Англии (северо-восточные Штаты Америки) наряжать мальчишек девчонками.

После смерти мужа Уинфилда в психбольнице мать Говарда, Сьюзен Лавкрафт сама приобрела сильное прогрессирующее психическое расстройство (истерию, депрессии, галлюцинации), которое в итоге также привело её в психушку, а через пару лет и к смерти. Свою жизнь она полностью сосредоточила на сыне, но, изначально желая родить дочь, настойчиво пестовала в нём женские черты. Да ещё эта странная традиция Новой Англии - мальчишкам отпускали длинные волосы и наряжали в платье, как девчонок.

Не поверите! Фотография маленького Говарда Лавкрафта - мода.
Не поверите! Фотография маленького Говарда Лавкрафта - мода.

Результат - мальчик Говард настаивал: "Я маленькая девочка!" Вместе с тем мать избегала любого физического контакта с ним и даже на людях называла его мерзким. Позже Лавкрафт определил отношение матери к себе "разрушительным". Видимо, всё это и сделало его одним сплошным противоречием... Гремучей смесью инвалида-неврастеника и "нордического сверхчеловека", фантаста и материалиста, шута и учёного, националиста-антисемита и доброго друга и мужа - еврею и еврейке, сноба и врага позёрства, приятного и одновременно отвратительного человека... Писателя, не издавшего при жизни ни одного своего произведения ("фэнзины" не считаются) и лишь через 30 лет после смерти получившего известность.

Детство и юность Говарда

Лавкрафт всегда жадно и много читал. Стихи начал писать в пять (!) лет и они были подражанием Эдгару По (подробнее о стихах Лавкрафта - позже). В шесть написал несколько рассказов, в семь строил макеты античных поселений и разыгрывал античные же пьесы. Пару лет учился скрипке, но всей музыкальной классике предпочитал современную ему попсу.

В девять пережил нервное расстройство и практически покончил со школой - перешёл на домашнее образование. Было несколько попыток вернуться в школу, держался он не долго. В колледже не учился, в университете тоже. Закончил заочные курсы по химии, одно время серьёзно был ею увлечён. Занимался астрономией, при этом очень не дружил с математикой. Имел свои химическую лабораторию, телескоп, микроскоп, спектроскоп и спинтарископ, для наблюдения радиоактивности. Так и не научился толком работать на пишущей машинке, предпочитал писать от руки, а потом перепечатывать рукописи двумя пальцами.

Написал около ста тысяч (!) бесконечно длинных писем друзьям и коллегам по цеху, большинство - от руки. Писал неразборчиво, порой до того, что получалось "по арабски". Кстати, его наброски на полях писем многие сочли талантливыми, он же не видел в себе художника.

-6

Букет болезней и фобий

Не любил машин и механизации. Боялся толпы и ненавидел слово "контактировать". Похоже болел пойкилотермией - мёрз как рептилия, при минус семи на улице терял сознание, комфортно себя чувствовал при жаре за 30 градусов. Считал свои нервы расшатанными вконец, мучался мигренями, был подвержен неофобии - страху к переменам (ненавидел всё новое и незнакомое), топомании - привязанности к месту (Провиденс - дом). Большую часть жизни сознательно ходил в старомодных костюмах из гардеробов своих отца и деда.

Приобщение к фантастике

На смену любви к готической литературе пришло увлечение фантастикой - Жюль Верн, потом Берроуз со своими циклами "Принцесса Марса" и "Тарзан"... Ещё в детстве, вдохновлённый сказкой "Тысяча и одна ночь" Говард придумал себе имя Абдул Аль-Хазред. Позже сделал этого Аль-Хазреда автором никогда не существовавшей, придуманной им же зловещей книги заклинаний для вызова жутких существ из других миров и измерений - "Некрономикона".

Когда Америка объявила Германии войну в 1917 году Лавкрафт записался было добровольцем в армию, но матушка сделала всё, дабы сына откосить... Ну, а он ей это позволил. Из сыновней любви, ясен пень. Вот тут Говард и начинает писать свою "сверхъестественную фантастику" в прозе: "Гробница", "Дагон", "Полярис"... Публикуется самиздатом и фэнзинами.

-7

"Призрачное авторство"

Вскоре нашлись люди, готовые платить за редактуру своих творений. Иногда Лавкрафт сильно увлекался - так началось его "призрачное авторство" - "литературное рабство", если говорить современным языком. Писание за других сделалось его основным способом заработка, существовал даже собственноручно составленный им "прейскурант оказываемых услуг". Собственное сочинительство стало побочной работой. И тем не менее, в этот период он написал немало: "Белый корабль", "Артур Джермин", "Кошки Ультара", "Селефанс", "Из вне", "Храм"... В 1920 был написан первый рассказ, открывший цикл, позже получивший имя Мифов Ктулху - "Безымянный город". В том же году Говард посетил пару любительских литературных "конвентов", для одного из которых специально написал и зачитал под аплодисменты немногочисленных присутствовавших "Лунное болото". Годом позже умерла его мать, её место сразу же заняли две тётушки, а Лавкрафт так и остался "маменькиным сынком"...

Г.Ф.Лавкрафт на пятом десятке. Его жена Соня Гафт Грин, 1921.
Г.Ф.Лавкрафт на пятом десятке. Его жена Соня Гафт Грин, 1921.

Соня Гафт

В начале марта 1924 в возрасте 33 лет Говард женился на Соне Гафт, уехал из Провиденса и осел в её нью-йоркской квартире.

Соня была старше его на семь лет, родилась в царской России - в семье украинских ортодоксальных евреев Шифиркиных, державших сельскую лавку. Дела у них шли плохо. Отец её уехал на заработки в Западную Европу и пропал, они с матерью эмигрировали в Англию, потом в Америку. Мать вновь вышла замуж за местного еврея-лавочника. Соня с тринадцати лет работала модисткой, побывала замужем, родила, развелась, обосновалась в Нью-Йорке. Сделала бизнес на производстве и продаже модных дамских шляпок, увлеклась клубами любительской литературы и самодеятельных издательств. На заседании одного из таких клубов в Бостоне познакомилась с Лавкрафтом, пожертвовала клубу 50 баксов, чем Говарда просто очаровала. Уже тогда Соня положила глаз на Ловкрафта как на "своего мужчину". Потом были два года переписки, редких встреч и период ухаживаний, зачинщицей которого Соня считала себя. Соня была заядлой шахматисткой и, как правило, мужа обыгрывала.

Уже в июле в семье Лавкрафтов начались трудности: "прогорел" шляпный магазинчик Сони, вместе с банком пропали накопления, сама Соня заболела... Искали жильё подешевле - переехали в Бруклин.

В конце года Соня уехала в Цинциннати, где нашла работу. Год с небольшим Говард держался в одиночестве, не переставая искать работу. Постоянного заработка не было - например, он надписывал конверты с извещениями книжного магазина...

Разочарование

Психическое состояние его ухудшалось, снобизм обострялся, расизм сделался воинствующим. Былой восторг от Нью-Йорка обратился в чёрную ненависть. Лавкрафт стал носить с собой яд... После сигнала друзей в Провиденс тётушкам, в ответ на их незамедлительно последовавшие настоятельные просьбы в апреле 1926 года Говард вернулся в Провиденс. За это время он пришёл к выводу: быть женатым хорошо, если не приходится жить с супругой. Он, по сути, сделался альфонсом, при этом всячески уклоняясь от супружеского долга и живя на заработки жены. Соню же не устраивало положение "жены по переписке" и она просила развода. Лавкрафт уверял, что развод "сделает его совершенно несчастным" и долго упирался, как мог. 25 марта 1929 года суд удовлетворил заявление Говарда о "расторжении брака по причине ухода жены". Подленько так, да? Вот она - инфантильность, во всей красе - ребёнок сорока лет...

Безденежье

Лавкрафт пару лет работал продавцом билетов в кинотеатре повторного показа. В тридцатых началась Великая депрессия и даже такой работы для него уже не было. Помогала бывшая жена, друзья. А Лавкрафта будто прорвало - он, очертя голову, ринулся в мир путешествий, тая при этом на глазах от постоянного недоедания. Потом к нему в гости зачастили друзья и он для них "работал" гидом по Провиденсу. Потом он вдруг стал неистово посещать всяческие бесплатные лекции. Писал. Последним его рассказом был "Тень безвременья"...

Скверное пищеварение

В январе 1936-го - грипп, болезнь глаз, "опухание ног", скверное пищеварение... В июне его подкашивает самоубийство коллеги по цеху и хорошего знакомого тридцатилетнего Роберта Говарда (автора Конана) - итог развившейся у последнего параноидальной мании преследования...

На Рождество знакомый подарил Лавкрафту человеческий череп, извлечённый из индийского погребального кургана. Говард был доволен.

Быстро слабел, терял в весе, его рвало. К врачам обратился лишь весной. 2 марта заподозрен рак, 10 марта он госпитализирован с неоперабельным раком толстой кишки. Рано утром 15 марта 1937 Лавкрафт умер. Ему было сорок шесть с половиной лет.

-9

Итог

Всё творчество и поэтические откровения Лакрафта были навеяны снами и детскими воспоминаниями. Он не был профессиональным писателем, он был любителем. Не начинающим, новичком или неумехой - как мы понимаем это сейчас. Любитель - "джентльмен, который делает что-то из любви, а не для пошлых денег". © Говард Лавкрафт. Вот так.

И ещё раз об этой книге

Я очень многое узнал о Лавкрафте и мне было легко и интересно её читать. Рекомендую.

Правда, возникло несколько вопросов к переводчику Д. Попову, который, похоже, под политические заблуждения Лавкрафта подложил... свою собственную политическую позицию вечно недовольного...

Все мои публикации о Лавкрафте

А в начале было Слово