Сейчас многие люди с ностальгией вспоминают жизнь СССР и, по их словам, готовы на многие лишения, чтобы вернуть те времена, когда не было безработицы, и, по мнению некоторых людей, желающим бесплатно раздавали квартиры. Одна дама даже написала, что готова ходить всю жизнь в одних джинсах, если будет возможность получить квартиру бесплатно, а не впрягаться в ипотеку. Я не стала разубеждать даму, что вряд ли у нее бы это получилось в СССР.
Была ли мода в СССР? Конечно, была, но судьба у нее там была не легкая. Во-первых, путь у нее к нам был сложным, и добиралась она к нам с опозданием, как минимум, на пару лет. Во-вторых, когда она до нас добиралась, то встречали ее у нас не слишком ласково, потому что часто мода, пришедшая к нам из других стран, ассоциировалась у советских людей с чуждым им буржуазным образом жизни (чужой идеологией, чужой музыкой и чуждыми ценностями), ее приверженцы (в основном молодежь) выбивались из привычной массы обычно одетых людей с правильными идеологическими установками, слушающих популярную отечественную музыку. Но несмотря на эти трудности, в СССР были, как свои жертвы моды, так и свои герои.
Первыми жертвами моды, которых я помню, были стиляги. Средствами массовой информации одежда, прическа и образ жизни стиляг высмеивался, в сатирических журналах рисовали карикатуры на них. Этот стиль в одежде я помню смутно: у мужчин брюки-дудочки, пиджак с широкими плечами и узкий галстук, тогда как остальная советская молодежь все еще носила широкие брюки клёш. А самые модные мои молодые соседки носили платья с узкими юбками, открытыми руками и треугольным вырезом на шее, хотя запомнились, в основном, стиляги мужчины, наверное, их просто было больше, или же женщины одевались более разнообразно.
Семидесятые годы принесли с собой моду на джинсы. Если моду хиппи, пришедшую к нам тоже с существенным опознанием, девушкам можно было имитировать, пошив длинную юбку из подходящей ткани дома, или заказав в ателье, то джинсы были вожделенной вещью для всех подростков обоих полов во всем СССР. Увы, пошить их было нельзя, да и джинсовую ткань у нас в стране не выпускали, поэтому оставалось надеяться на «фарцовщиков», либо довольствоваться польскими «техасами», что конечно было «фи». Были рисковые товарищи, пытающиеся провозить из-за рубежа джинсы контрабандой. Вспоминается один такой случай…
В начале 80-х годов маленьким кусочком «заграницы» в Москве был, казавшийся тогда очень современным, чистым и удобным, международный аэропорт Шереметьево. Поскольку поездок за рубеж в те времена было мало, то в аэропорту было мало народу, притом, что там были неплохие кафе и бары. Мне нравилось сопровождать маму, когда она встречала отца из загранкомандировок. И вот однажды, мы с мамой и много других людей, ожидающих своих родных и друзей, возвращающихся из-за границы, собрались у выхода в общую зону прилета. Люди с прилетевшего рейса стали выходить со своими вещами, но в этот момент, на глазах у всех, таможенник остановил одного мужчину и попросил открыть чемодан (все это было видно через остекление, разделяющее помещения). Чемодан был открыт, и над любопытной толпой, с интересом наблюдающей за действом, пронеслось, словно выдох, слово «джинсы». Да, весь чемодан был набит под завязку именно джинсами…
Джинсы были не только культовой одеждой, приобщающей советского подростка к такой незнакомой, но манящей заграничной жизни, это еще было очень дорогое приобретение.
А сейчас хочется сказать о героях, готовых на риск ради моды. Со мной вместе на моей первой работе в конце 70-х годов работала одна девушка. Худенькая, хрупкая, небольшого росточка с гривой буйно вьющихся волос ниже плеч, она была скромной и тихой. Жила она с родителями, простыми рабочими, получившими новую квартиру в одном из спальных районов Москвы. На работе девушка занимала скромную должность и зарплата у нее, соответственно, была небольшая. Кстати, о зарплатах: я, закончив ВУЗ, и получив распределение в конструкторский отдел одного НИИ, начинала работу с окладом 100 рублей в месяц. Фирменные джинсы тогда можно было купить у фарцовщиков за цену, начинающуюся от 100 рублей, то есть за месячный оклад молодого инженера. Я представляю, сколько эта девушка копила, чтобы купить себе фирменные джинсы. И вот, возвращаясь однажды домой, она оказалась в лифте вдвоем с незнакомым парнем, который, после того, как лифт начал движение, достал нож и, угрожая им, велел девушке снимать джинсы и передать их ему. Девушке ничего не оставалось, как сделать то, что он велел, после чего, остановив лифт на последнем этаже, он выскочил из него, и побежал к черной лестнице. А тихая, скромная девушка, повязав имевшуюся при себе в связи с прохладной погодой шерстяную кофточку себе на бедра, кинулась за ним следом. Оба выскочили из подъезда, она неслась за ним, словно разгневанная фурия в кофточке на бедрах и с развевающейся копной кудрявых волос. На ее счастье, недалеко оказалась патрульная милицейская машина. Не привлечь внимание милиционеров столь эпатажным видом было невозможно. Они остановили девушку, и, усадив в машину, погнались за парнем. Его задержали. Девушка потом рассказала нам, что грабителем оказался учащимся ПТУ, и его мать потом приходила к ней, прося за сына. Вот что тогда значили джинсы, ради обладания которыми, некоторые молодые люди готовы были рисковать своей свободой и даже своей жизнью. Кстати, девушке долго не возвращали ее собственность, так как ее джинсы были вещественным доказательством…
Не подумайте, что легкая промышленность СССР совсем не производила одежду. Производила, и в большом количестве. Одежда была качественная, часто из хороших материалов и добротно пошита. Но вот с соответствием этой одежды моде была просто беда. Почему, совершенно непонятно. Мне кажется, что дело было в неповортливости нашей легкой промышленности, вследствие плановой экономики, из-за чего она медленно реагировала на запросы потребителя, потому что от них практически не зависела.
Уважаемые читатели, те, кто хорошо помнит то время, поделитесь своими историями о моде в СССР, и об ее жертвах и ее героях.