Найти в Дзене
channel-of-finance.com

Почему новая ядерная программа ОАЭ не сильно изменит Ближний Восток

Объединенные Арабские Эмираты стали первой арабской страной, которая открыла атомную электростанцию в минувшие выходные, 1 августа. Это третья региональная держава, которая делает это после других ближневосточных соперников - Израиля и Ирана. Но в отличие от Израиля, у которого еще неизвестно количество ядерного оружия, и Ирана, чья программа обогащения урана явно опасна для Ближнего Востока, эмиратцы пообещали использовать свою ядерную энергию только в энергетических целях. Почему ОАЭ наращивают свою ядерно-энергетическую программу? Предполагается, что новая ядерная программа Эмиратов, предназначенная для уменьшения зависимости от нефти и газа, обеспечит четверть электроэнергии страны, а экспорт нефти и газа составит около четверти ее валового внутреннего продукта. Однако его четыре атомных энергоблока, которые были спроектированы южнокорейской фирмой, еще не запущены, сказали Emiratis. Региональные державы, такие как Катар и Иран, отреагировали на этот шаг ОАЭ, посчитав его угрозой

Объединенные Арабские Эмираты стали первой арабской страной, которая открыла атомную электростанцию в минувшие выходные, 1 августа. Это третья региональная держава, которая делает это после других ближневосточных соперников - Израиля и Ирана. Но в отличие от Израиля, у которого еще неизвестно количество ядерного оружия, и Ирана, чья программа обогащения урана явно опасна для Ближнего Востока, эмиратцы пообещали использовать свою ядерную энергию только в энергетических целях.

Почему ОАЭ наращивают свою ядерно-энергетическую программу?

Предполагается, что новая ядерная программа Эмиратов, предназначенная для уменьшения зависимости от нефти и газа, обеспечит четверть электроэнергии страны, а экспорт нефти и газа составит около четверти ее валового внутреннего продукта. Однако его четыре атомных энергоблока, которые были спроектированы южнокорейской фирмой, еще не запущены, сказали Emiratis.

Региональные державы, такие как Катар и Иран, отреагировали на этот шаг ОАЭ, посчитав его угрозой стабильности на Ближнем Востоке. В то время Доха опасается, что когда эмиратцы укрепляют свою региональную гегемонию с помощью новой ядерной программы, Иран увидел в этом новую угрозу, добавленную к угрозе со стороны Израиля. Хотя Объединенным Арабским Эмиратам и Израилю еще предстоит нормализовать дипломатические отношения - несмотря на скрытые усилия - их общая враждебность к Ирану и альянсу с Соединенными Штатами, похоже, только нарастала в последние годы.

Катар и Иран осуждают ядерную программу ОАЭ

В письме, направленном Катаром в базирующееся в Вене Международное агентство по атомной энергии (наблюдатель ООН) в прошлом году, Доха выразила обеспокоенность по поводу ядерной программы соседней страны и призвала организацию создать основу для ядерной безопасности в регионе.

«Катар считает, что отсутствие какого-либо международного сотрудничества с соседними государствами в вопросах планирования стихийных бедствий, охраны здоровья и безопасности, а также защиты окружающей среды представляет серьезную угрозу стабильности региона и его окружающей среды», - говорится в письме.

Катар, чьи связи с Объединенными Арабскими Эмиратами в последнее десятилетие были напряженными из-за обвинений в том, что Катар поддерживает терроризм в Сирии и других конфликтующих соседних странах, заявил, что радиоактивный выброс от случайного выброса может достичь Дохи в течение 13 часов. Катар также опасался, что утечка радиации окажет разрушительное воздействие на водоснабжение всего региона.

Эмиратская перспектива

Однако Объединенные Арабские Эмираты утверждали, что их атомная электростанция Барака, расположенная в регионе Аль-Гарбия, граничащем с Катаром и Саудовской Аравией, соответствует международным стандартам, в том числе стандартам Международного агентства по атомной энергии. «Мы с гордостью являемся свидетелями начала эксплуатации атомной электростанции Барака в соответствии с высочайшими международными стандартами безопасности», - написал в Твиттере фактический правитель Объединенных Арабских Эмиратов Мохаммед бен Заид в день открытия Бараки.

Атомная электростанция должна была быть запущена в 2017 году после сделки с Соединенными Штатами в 2009 году. Египет и Саудовская Аравия, вероятно, последуют их примеру после аналогичных сделок с Соединенными Штатами.

Разжигание напряженности на Ближнем Востоке?

Многие наблюдатели и аналитики видят в таких проектах риск обострения напряженности между основными действующими лицами на Ближнем Востоке, не в последнюю очередь Ираном и его региональными агентами, такими как мятежники Хути в Йемене, которые заявляли о нападении на завод в Бараке, пока он находился в строительстве в 2017 году. Но такие планы не были бы реализованы без явной поддержки Соединенных Штатов и, следовательно, не соответствовали бы внешней политике США на Ближнем Востоке и уже существующим там геополитическим условиям.

В то время как Египет также планирует построить завод с четырьмя ядерными реакторами, Саудовская Аравия стремится создать самый значительный в регионе завод, на котором будет установлено до 17 реакторов.

Но ни одна из арабских стран не будет использовать свои программы для разработки ядерного оружия, как того требуют США, которые призвали саудовцев и эмиратцев подписать соглашения о гарантиях, которые позволили бы проводить интрузивные инспекции. Таким образом, Израиль останется единственной региональной страной, которая, как полагают, имеет доступ к ядерному оружию (практически без инспекций), в то время как Иран продолжает попытки добиться того же с помощью своей программы обогащения урана, несмотря на санкции и международное осуждение.