Зная об амбициях президента Турции Эрдогана как в Ливии, так и на Ближнем Востоке, Египет и его партнеры активизировали свои усилия, чтобы помешать Турции на дипломатическом фронте, а также в Сирии и Ираке.
Хотя правительство Египта в настоящее время поддерживает конструктивные отношения с Дамаском, Каир, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты также сосредоточены на сирийских курдах. По данным Al-Monitor, Египет теперь направил войска в Идлиб, контролируемый повстанцами район, где Анкара усилила свое военное присутствие, чтобы предотвратить продвижение сирийской армии.
Египет продвигается в Сирию?
Аль-Монитор сообщает, что Камаль Амер, возглавляющий Комитет обороны и национальной безопасности египетского парламента, опроверг это сообщение. Сирийская организация по правам человека также заявила, что ее местные источники не смогли проверить это развитие событий.
Независимо от того, правдивы ли эти сообщения, может показаться, что Египет, ОАЭ и Саудовская Аравия формируют фронт, чтобы сдержать угрозу, которую Турция представляет для Ближнего Востока, и это возникло из-за натянутых отношений, которые были у этих трех стран с Анкарой с 2011 года.
И Абу-Даби, и Эр-Рияд выразили свое неодобрение Эрдогану после того, как он заявил о своей поддержке Арабской весны 2011 года. После того, как первый демократически избранный президент Египта, Мохамед Морси из Братьев-мусульман, был свергнут в результате военного переворота, возглавляемого тогдашним министром обороны Абдель Фаттах эль Сиси, отношения Каира с Турцией начали портиться.
Союз Египта, Эмиратов и Саудовской Аравии создавался раньше не сейчас
В июне прошлого года посол Эмиратов в США сообщил о тесном сотрудничестве ОАЭ с Фондом защиты демократий (FDD), финансируемым американским миллиардером Шелдоном Адельсоном. У организации много антитурецких настроений, и ее председатель Марк Дубовиц написал в Твиттере, что хочет, чтобы переворот против Эрдогана в июле 2016 года увенчался успехом.
Хотя существование фронта Египет-Эмираты-Саудовская Аравия не может быть оспорен, остается вопрос - будет ли он успешным?
Фронт может служить цели, уравновешивать растущий интерес Турции к Сирии и Ливии. Красная линия, которую Египет объявил в Сирте и Аль-Джуфре в Ливии, помешала поддерживаемому Турцией правительству национального согласия (ГНА) продвинуться дальше в охваченной войной стране.
Может ли фронт Египет-Эмираты-Саудовская Аравия добиться успеха?
Министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан посетил Алжир, Тунис и Марокко после поездки в Египет 27 июля, где он подтвердил поддержку Саудовской Аравией Египту в ливийской войне. Эта поддержка может быть полезна Каиру, поскольку ливийский конфликт продолжает обостряться.
Хотя арабский мир еще не полностью разрешил свои разногласия с Израилем, в начале этого года фронт Египет-Эмираты-Саудовская Аравия приветствовал мирный план президента США Дональда Трампа по Ближнему Востоку. «Джерузалем пост» сообщает, что министерство иностранных дел Саудовской Аравии назвало это «всеобъемлющим решением палестинского дела».
Между тем Эрдоган осудил план из-за того, что он может иметь последствия для Палестины.
Саудовская Аравия и ОАЭ рассматривают Иран как наиболее серьезную угрозу безопасности и рассматривают Израиль как мощного союзника в сдерживании региональных амбиций Тегерана. Таким образом, альянс Египта, Саудовской Аравии и Эмиратов может предотвратить угрозу Иерусалиму со стороны Турции и Ирана в долгосрочной перспективе.
Должны ли США поддерживать фронт Египет-Эмираты-Саудовская Аравия?
Единственная проблема, с которой сталкивается фронт Египет-Эмираты-Саудовская Аравия, заключается в том, получит ли он поддержку Америки в будущем. Хотя Трамп рассматривает Саудовскую Аравию как полезного союзника в своем плане по противодействию угрозе, которую Тегеран представляет для Ближнего Востока, он также близко разделяет взгляды президента Турции на ПНС. Тем не менее, Египет поддерживает Ливийскую национальную армию генерала Халифы Хафтара (LNA).
Оба сценария могут создать конфликт интересов для администрации Трампа, а поддержка президентом США Эрдогана в Ливии может осложнить его отношения с Саудовской Аравией.
Фронт Египет-Эмираты-Саудовская Аравия имеет большой потенциал для сдерживания Турции, но он был бы еще сильнее, если бы зависел от последовательной поддержки США. Вашингтон оказался в трудном положении, поддерживая ПНС в Ливии и одновременно поддерживая усилия Саудовской Аравии по сдерживанию Ирана и Турции в других местах. Неясно, как администрация Трампа может распутать эту сеть и установить последовательную и эффективную позицию.