Песни Александра Вертинского в советском кино
Популярность песен Александра Вертинского в СССР была очень высока в период 1930-1960х гг., несмотря на полное игнорирование его творчества государством в 1930х - первой половине 1940х гг. и весьма дозированную официальную подачу его песен в период второй половины 1940х - 1950х гг. Отголоски этой популярности можно увидеть в том, что в нескольких популярных советских кинофильмах, прямо или косвенно цитируются песни Вертинского.
Первое такое исполнение зафиксировано в х/ф "Котовский" (1942 г.), где в одном из эпизодов, ресторанный шансонье в занятой белогвардейцами Одессе, явно изображает самого Вертинского. Он поёт песню "Безноженька" -
Ночью на кладбище строгое,
Лишь только месяц взойдёт,
Крошка-малютка безногая
Пыльной дорогой ползёт.
1916 год
Популярность этой песни нашла отражение в рассказе Василия Шукшина "В воскресенье мать-старушка...", в сюжете которого слепой инвалид, "гастролируя" по сибирским деревням во время и сразу после войны, исполняет под гармонь дежурный репертуар песен, в котором "Безноженька" занимала первое место по популярности среди оставшегося, в большей части женского и пожилого населения.
"Песен он знал много. И все они были - про войну, про тюрьму, про сироток, про скитальцев... Знал он и "божественные", но за этим следили "сельсоветские". А если никого из "сельсоветских" близко не было, его просили:
- Гань, про безноженьку.
Ганя пел про безноженьку (девочку), которая просит ласкового Боженьку, чтобы он приделал её ноженьки. Ну - хоть во сне, хоть только чтоб узнать, как ходят на ноженьках...
Бабы плакали."
Автор данной заметки сам слышал эту песню в исполнении родной бабки Матрёны Никитичны, которая побираясь с сестрой на оккупированной территории в 1943-1944 гг. , также исполняла эту песню по деревням Белоруссии и Смоленщины.