Найти тему
ПРОБЕЛ

Дистанционное образование: что важно учесть преподавателю и ученику

Пока продолжаются дискуссии между сторонниками и противниками дистанционного образования, я решила поразмышлять о том, что должно лежать в основе онлайн-уроков и курсов. Большинство моих занятий давно проходят удаленно, так что когда я была вынуждена в связи с пандемией перевести онлайн и очные курсы, проблем не возникло. Дистанционка для меня - свершившийся факт, и онлайн-инструменты помогают мне сделать урок насыщеннее и интереснее. Глупо отрицать технологии, нужно научиться правильно их использовать! А еще у меня есть возможность сравнивать результаты очных и удаленных занятий. Я проанализировала основные проблемы, с которыми сталкиваются ученики и преподаватели дистанционных курсов, и выделила несколько принципов, на которых я выстраиваю занятия, чтобы они оставались эффективными. 

  • ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Вести занятия онлайн так же, как вы это делаете офлайн, невозможно. И дело не в том, что за спиной нет доски - есть же электронная! Да и презентаций в Google можно наделать миллион. Проблема в том, как вы структурируете информацию на тех же слайдах, что вы хотите проговорить устно, а что - вывести на доску, какая информация нуждается в дополнительной визуализации, а что лучше упаковать как рассылку, и так далее. Чтобы это понять, придётся прописать сценарий урока. При этом важно соблюсти баланс. Не нужно быть просто "говорящей головой", но и впадать в другую крайность, когда изображение полностью замещает преподавателя, и вы - просто голос за кадром, тоже не стоит.  

  • ВОВЛЕЧЁННОСТЬ

Вовлечь в занятие ученика, у которого на компьютере открыт еще с десяток вкладок с куда более увлекательным контентом, чем подготовка к ЕГЭ, непросто. Считайте, что все ваши ученики сидят в последних рядах на задней парте. Идеальное онлайн-занятие чем-то похоже на квест: даже если вы занимаетесь в группе, каждый ученик должен понимать, что в любой момент вы можете обратиться к нему с просьбой повторить правило, решить задание, перейти по ссылке, чтобы найти нужную информацию, привести собственный пример-иллюстрацию. Вывести на экран смешную картинку, подготовить интерактивный тест, включить в презентацию видео или аудио фрагменты - все эти приёмы заставляют ученика быстро переключаться, а значит, сфокусировать внимание на занятии.

  • СОВМЕСТНАЯ РАБОТА

Принцип актуален не только для тех, кто занимается в группе. Даже если вы занимаетесь с учеником один на один, он должен понимать, что он не на лекции в универе. Онлайн-преподавание можно сравнить с игрой в шахматы: преподаватель делает ход, ученики делают ответный. Во-первых, так я могу проверить, понята ли информация. Во-вторых, учеников нужно провоцировать, чтобы они учились мыслить самостоятельно. Если работаете в группе, предложите ученикам командную игру, устройте соревнование, можете вести счет и раздать призы - это мотивирует!

  • ДОСТУПНОСТЬ

Быть на связи с учениками (и их родителями) на протяжении всего курса - важная часть вашей работы. Ученик должен чувствовать поддержку, понимать, что в рамках курса на любой вопрос он получит ответ. Это может быть прямой ответ, нужная ссылка по теме, комплект дополнительных материалов или заданий для подготовки. Да, для этого преподавателю нужно быть на связи 24/7, но совсем не обязательно сразу бросаться отвечать на любое сообщение. Выделите для этого определенное время в расписании, всё-таки коммуникация с учениками - это не дружеский чат в Whats App, даже если вы общаетесь неформально и используете эмодзи. 

  • АКТИВНОСТЬ

Ваша активность в интернет-пространстве - тоже важная часть удаленной работы. Даже если о занятиях вы договариваетесь с родителями, которым важен ваш статус дипломированного специалиста или эксперта ЕГЭ, покажите им, что вы - не только профессионал, но и живой человек. Дайте ссылки на свои соцсети, регулярно размещайте там полезные материалы, делитесь наблюдениями, достижениями и интересными событиями из жизни. Насколько открываться перед аудиторией, каждый преподаватель решает сам. Кто-то постит фотографии с отдыха и красивые завтраки, кто-то ограничивается тематической информацией. Создайте групповой чат и поддерживайте в нём активность. Сделайте рассылку для учеников с полезными материалами (например, как рассчитать время на экзамене или правильно заполнить экзаменационный бланк), рассылайте ежемесячные отчеты родителям. Каждый участник образовательного процесса должен чувствовать ваше присутствие.