⏱ 8 минут. Юбилейный лонгрид.
Наверное, с этого поста нужно было вообще начать вести канал, тогда было бы на что ссылаться во время холиваров. Поэтому сегодня, спустя год после запуска «Отчёта Ньюзу», я таки решил рассказать, что же такое киберспорт в моём понимании.
Не претендую на звание «последней инстанции», но, как и в случае с ЛАН-площадками, считаю, что единый понятийный аппарат - это один из столпов любой развивающейся индустрии. Так что обязательно делитесь обратной связью в нашем полезном чате, будем формировать «киберспортивный словарь» вместе.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Общая.
Киберспорт (компьютерный/электронный/интерактивный спорт) - индивидуальное или командное соревнование, где в качестве платформы используется смоделированная или дополненная компьютером виртуальная среда.
В качестве компьютера могут выступать ПК, консоли, смартфоны, устройства виртуальной и дополненной реальности или другая вычислительная техника.
Смоделированная среда - это когда все взаимодействия между соревнующимися происходят непосредственно «внутри» компьютера, обмен сигналами с которым осуществляется посредством устройств ввода и вывода (монитор, клавиатура, мышь, гарнитура, контроллеры, тачскрины и т.д.).
Это самый привычный формат, по которому мы наблюдаем множество соревнований по Доте, КСу, ЛоЛу, Валоранту и другим играм.
Дополненная среда - это когда компьютер моделирует визуальные образы, частично или полностью исходя из происходящего в реальности. Разумеется, в этом случае также используются устройства ввода-вывода, но менее распространённые в киберспорте на данный момент.
Сюда можно отнести соревнования по играм в виртуальной и дополненной реальностях, а также некоторые симуляторы. Например, Джаст Денс.
Скорее всего, это условное разделение вызовет споры, но им я хочу показать, что киберспорт выходит дальше привычных рамок. Более того, киберспорт может быть не только в играх, но и на базе специально разработанного ПО.
Только это перспектива точно не ближайших лет, а игры - вот они: готовый продукт, миллионные аудитории, развивается ресурсами правообладателей. Удобненько. Так что пропустим фантастику и вернёмся к нашим баранам.
Какие игры могут считаться подходящими для киберспорта?
Любые, удовлетворяющие нескольким критериям:
- Равные условия для соревнующихся (в т.ч. - минимальное влияние ГСЧ);
- Возможность формализовать правила и критерии выбора победителей;
Другой вопрос, нужно ли в каждой игре, даже не предназначенной для этого, рожать соревнование? В качестве нишевого развлечения, как, например, спидран - почему бы и нет. Но киберспорт, как явление, сегодня гораздо шире, чем просто состязание.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Расширенная.
«Так а что такое киберспорт?»
Я бы не стал писать эту часть, если хотя бы в профессиональном сообществе периодически не поднимался этот вопрос. За несколько лет про какие критерии я только ни слышал: «нее, тут призовой маленький, это не киберспорт», «пф, да там онлайн маленький, какой ж это киберспорт!», «киберспорт на консолях? лол!».
Лично для меня киберспорт - это симбиоз нескольких составляющих, которые привычно уживаются в определении любого другого вида спорта. А в кибере, почему-то, нет. Поэтому предлагаю взглянуть на небольшую декомпозицию,
Киберспорт - это спорт.
Естественно, фундаментом выступает спортивная составляющая. В представлении многих она ограничивается только соревнованиями и тренировками, но это лишь видимая часть. Не стоит забывать про:
- Образование и подготовку кадров (не только спортсменов, но и судей, тренеров, менеджеров и т.д.);
- Деятельность общественных организаций;
- Научно-исследовательскую работу;
- Выстраивание отношений с государственной системой;
- Спорт высших достижений;
Да, перечень выглядит менее эффектно, чем Эпицентр, НаВи и многомиллионные стартапы. Но всё это необходимо для развития киберспорта как массового явления, а не тусовки для избранных, одни и те же логотипы которых мелькают из турнира в турнир.
Киберспорт - это бизнес.
Есть те, кто вкладывает деньги, а есть те, кто их зарабатывает. Это нормальные рыночные отношения, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Поэтому киберспорт можно и нужно коммерциализировать, чтобы не превратиться в очередной дотационный РФ-футбол.
Так что не стоит хейтить новые студии, турнирных операторов, различные академий, агентства и другие предприятия за то, что они «не тру киберспорт» (с), а пытаются свою деятельность монетизировать. Если, конечно, это не откровенный скам.
Киберспорт - это шоу.
Можно ли провести Интернейшнл без вот этих вот звёзд, стадионов, дополненной реальности и других свистоперделок? Конечно можно. А будет ли он такой же хайповый? Нет, не будет. Так же, как и финал Лиги Чемпионов на школьном поле.
А нужны ли студии аналитики на трансляциях? Вроде, без них тоже можно обойтись, как и без комментаторов, только вот вовлечение зрителей в этих случаях будет стремиться к нулю.
Понятно же, к чему я веду? Без ивентов, инфлюенсеров, медиа, шоу-бизнеса и другого «контента» киберспорт никуда не денется, но его ценность для бизнеса резко упадёт.
Киберспорт - это люди.
Долго думал, писать ли этот пункт, но для некоторых он не очевиден.
Во-первых, есть потребители киберспорта. Это те люди, которых мы продаём в виде просмотров и кликов, участники аматорских турниров и болельщики на трибунах. Ну и ЛПРов, распределяющих бюджеты, сюда тоже можно косвенно отнести.
Во-вторых, есть «производители» киберспорта. Им нужны обучение, практика, рабочие места, самореализация и другие, не чуждые нормальному человеку, карьерные блага.
Это взаимозависимые единицы, которым нужно создавать условия для равномерного роста. Не стоит забывать об этом.
Резюме
Надеюсь теперь, когда в следующий раз будет обсуждаться та или иная активность (проект/человек/структура), вы вспомните этот пост и посмотрите на неё с другой стороны.
А закончить статью хотелось бы одной из моих любимых притч:
«Три человека возят в тележках камни.
У одного из них спрашивают:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму.
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю киберспортивную арену!»
Дословно не помню, но как-то так. Всех с маленьким юбилеем Отчёта Ньюзу!