Найти тему

Что такое киберспорт. Лонгрид в двух частях.

#образовач

8 минут. Юбилейный лонгрид.

Наверное, с этого поста нужно было вообще начать вести канал, тогда было бы на что ссылаться во время холиваров. Поэтому сегодня, спустя год после запуска «Отчёта Ньюзу», я таки решил рассказать, что же такое киберспорт в моём понимании.

Не претендую на звание «последней инстанции», но, как и в случае с ЛАН-площадками, считаю, что единый понятийный аппарат - это один из столпов любой развивающейся индустрии. Так что обязательно делитесь обратной связью в нашем полезном чате, будем формировать «киберспортивный словарь» вместе.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Общая.

Киберспорт (компьютерный/электронный/интерактивный спорт) - индивидуальное или командное соревнование, где в качестве платформы используется смоделированная или дополненная компьютером виртуальная среда.

В качестве компьютера могут выступать ПК, консоли, смартфоны, устройства виртуальной и дополненной реальности или другая вычислительная техника.

Смоделированная среда - это когда все взаимодействия между соревнующимися происходят непосредственно «внутри» компьютера, обмен сигналами с которым осуществляется посредством устройств ввода и вывода (монитор, клавиатура, мышь, гарнитура, контроллеры, тачскрины и т.д.).

Это самый привычный формат, по которому мы наблюдаем множество соревнований по Доте, КСу, ЛоЛу, Валоранту и другим играм.

Дополненная среда - это когда компьютер моделирует визуальные образы, частично или полностью исходя из происходящего в реальности. Разумеется, в этом случае также используются устройства ввода-вывода, но менее распространённые в киберспорте на данный момент.

Сюда можно отнести соревнования по играм в виртуальной и дополненной реальностях, а также некоторые симуляторы. Например, Джаст Денс.

Турнир Hero Pro Legaue от Virtuix Omni по Crisis Action
Турнир Hero Pro Legaue от Virtuix Omni по Crisis Action

Скорее всего, это условное разделение вызовет споры, но им я хочу показать, что киберспорт выходит дальше привычных рамок. Более того, киберспорт может быть не только в играх, но и на базе специально разработанного ПО.

Только это перспектива точно не ближайших лет, а игры - вот они: готовый продукт, миллионные аудитории, развивается ресурсами правообладателей. Удобненько. Так что пропустим фантастику и вернёмся к нашим баранам.

Какие игры могут считаться подходящими для киберспорта?

Любые, удовлетворяющие нескольким критериям:

- Равные условия для соревнующихся (в т.ч. - минимальное влияние ГСЧ);

- Возможность формализовать правила и критерии выбора победителей;

Другой вопрос, нужно ли в каждой игре, даже не предназначенной для этого, рожать соревнование? В качестве нишевого развлечения, как, например, спидран - почему бы и нет. Но киберспорт, как явление, сегодня гораздо шире, чем просто состязание.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Расширенная.

«Так а что такое киберспорт?»

Я бы не стал писать эту часть, если хотя бы в профессиональном сообществе периодически не поднимался этот вопрос. За несколько лет про какие критерии я только ни слышал: «нее, тут призовой маленький, это не киберспорт», «пф, да там онлайн маленький, какой ж это киберспорт!», «киберспорт на консолях? лол!».

Так себе представляют киберспорт большинство людей.
Так себе представляют киберспорт большинство людей.

Лично для меня киберспорт - это симбиоз нескольких составляющих, которые привычно уживаются в определении любого другого вида спорта. А в кибере, почему-то, нет. Поэтому предлагаю взглянуть на небольшую декомпозицию,

Киберспорт - это спорт.

Естественно, фундаментом выступает спортивная составляющая. В представлении многих она ограничивается только соревнованиями и тренировками, но это лишь видимая часть. Не стоит забывать про:

- Образование и подготовку кадров (не только спортсменов, но и судей, тренеров, менеджеров и т.д.);

- Деятельность общественных организаций;

- Научно-исследовательскую работу;

- Выстраивание отношений с государственной системой;

- Спорт высших достижений;

Да, перечень выглядит менее эффектно, чем Эпицентр, НаВи и многомиллионные стартапы. Но всё это необходимо для развития киберспорта как массового явления, а не тусовки для избранных, одни и те же логотипы которых мелькают из турнира в турнир.

Как-то вот так должен выглядеть "правильный" киберспорт с точки зрения государства.
Как-то вот так должен выглядеть "правильный" киберспорт с точки зрения государства.

Киберспорт - это бизнес.

Есть те, кто вкладывает деньги, а есть те, кто их зарабатывает. Это нормальные рыночные отношения, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Поэтому киберспорт можно и нужно коммерциализировать, чтобы не превратиться в очередной дотационный РФ-футбол.

Так что не стоит хейтить новые студии, турнирных операторов, различные академий, агентства и другие предприятия за то, что они «не тру киберспорт» (с), а пытаются свою деятельность монетизировать. Если, конечно, это не откровенный скам.

Киберспорт - это шоу.

Можно ли провести Интернейшнл без вот этих вот звёзд, стадионов, дополненной реальности и других свистоперделок? Конечно можно. А будет ли он такой же хайповый? Нет, не будет. Так же, как и финал Лиги Чемпионов на школьном поле.

А нужны ли студии аналитики на трансляциях? Вроде, без них тоже можно обойтись, как и без комментаторов, только вот вовлечение зрителей в этих случаях будет стремиться к нулю.

Понятно же, к чему я веду? Без ивентов, инфлюенсеров, медиа, шоу-бизнеса и другого «контента» киберспорт никуда не денется, но его ценность для бизнеса резко упадёт.

Тот самый Эпицентр по Доте в 2016
Тот самый Эпицентр по Доте в 2016

Киберспорт - это люди.

Долго думал, писать ли этот пункт, но для некоторых он не очевиден.

Во-первых, есть потребители киберспорта. Это те люди, которых мы продаём в виде просмотров и кликов, участники аматорских турниров и болельщики на трибунах. Ну и ЛПРов, распределяющих бюджеты, сюда тоже можно косвенно отнести.

Во-вторых, есть «производители» киберспорта. Им нужны обучение, практика, рабочие места, самореализация и другие, не чуждые нормальному человеку, карьерные блага.

Это взаимозависимые единицы, которым нужно создавать условия для равномерного роста. Не стоит забывать об этом.

Резюме

Надеюсь теперь, когда в следующий раз будет обсуждаться та или иная активность (проект/человек/структура), вы вспомните этот пост и посмотрите на неё с другой стороны.

А закончить статью хотелось бы одной из моих любимых притч:

«Три человека возят в тележках камни.
У одного из них спрашивают:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму.
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю киберспортивную арену!»

Дословно не помню, но как-то так. Всех с маленьким юбилеем Отчёта Ньюзу!