Найти в Дзене

Формула успешной сдачи ЕГЭ

Ну вот и еще один учебный год закончился. Все больше убеждаюсь в том, что проблема многих учеников не в том, что они не способны к изучению предмета, а в том что нет правильной организации процесса.

Для себя я вывела следующую формулу:

поступление в ВУЗ на бюджет = сдача ЕГЭ = мотивация + время + ЗУН (знания, умения, навыки)

Самое главное слагаемое в этой формуле - мотивация.

Если ученик не знает, зачем ему готовиться к ЕГЭ и сколько ему надо баллов, то сдать экзамен на 80+ вряд ли получится. Для трудолюбия нужна цель. А тут нужна помощь родителей. Посмотрите вместе ВУЗы и специальности, проходные баллы прошлых лет, вступительные экзамены. Самое лучшее время для этого 9-10 класс. В результате вы должны выбрать предметы для сдави ЕГЭ и составить свой индивидуальный рейтинг ВУЗов для поступления. Я писала об этом в своих статьях, посмотрите в моей ленте.

Дальше, надо спланировать подготовку к ЕГЭ. Еще одна распространенная проблема подготовки - недостаточно времени, если ученик начал подготовку к экзамену в марте, то за 3 месяца подготовиться к 3 экзаменам ЕГЭ будет очень сложно. Начинать подготовку к выбранным предметам лучше начинать в 10 классе. Очень многое можно успеть летом между 10 и 11 классом.

Все, кто имеет педагогическое образование, знает, что процесс обучения проходит 3 этапа:

1 этап - знания - ученик должен получить знания. Например, чтобы решить номер 13 из ЕГЭ по математике ученик должен знать решение простейших уравнений, тригонометрические и логарифмические формулы. Ученик должен знать правила оформления своего решения. Даже если ученик получил правильный ответ, это не гарантирует получение максимального балла за задание. Например, в этом году ученица потеряла балл из-за того, что не подписала точки на единичной окружности, а другой ученик ошибся при решении простейшего тригонометрического уравнения. Таким образом, ученики сделали ошибки никак не связанные с их способностями, а связанные с отсутствием знаний.

2 этап - умения - ученик должен уметь применять полученные знания. Например, для решения уравнений есть разные методы - разложение на множители, замена переменной, решение однородных уравнений и т.д. Здесь самое главное при подготовке рассмотреть различные типы уравнений. Некоторые ученики смогут найти решение уравнения прямо на экзамене, но для этого потребуется больше времени. Поэтому рассмотреть различные типы уравнений надо еще до экзамена.

3 этап - навыки - полученные знания и умения надо довести до навыка. Сформированный навык позволит решать уравнения быстро и без вычислительных ошибок. Ученик видит тип уравнения и уверенно решает любое уравнение. Отсутствие сформированного навыка приводит к тому, что ученик на экзамене волнуется и начинает сомневаться в своем решении. Очень часто ученики не дорешивают до конца правильное решение, потому что им кажется, что этот путь не верный и начинают искать другой путь решения.

Сформировать навык у ученика - это цель педагога. Но это не значит натаскать ученика на определенный тип уравнений. Например, в задании 13 ЕГЭ по математике на протяжении многих лет попадается тригонометрическое уравнение. Но это совсем не значит, что в этом пункте может быть уравнение другого типа. Задача педагога научить ребенка решать уравнения различного типа, дать ему необходимые знания и сформировать у него навыки решения различных уравнений.

Сейчас услуги репетиторов предлагают множество людей, не имеющиеся педагогического образования. Они умеют решать сами задания, но как сформировать знания, умения и навыки у ученика они не знают. Простой разбор заданий из ЕГЭ не всегда приводит к высоким результатам. Конечно, некоторые ученики талантливы и могут сами свои знания преобразовать в умения и навыки, но для большинства учеников нужны грамотные педагоги. Ученик просто не знает все типы заданий, методы решения и может получиться так, что на экзамене будут задания, которые оказались вне его внимания.

Школьные учителя, как правило, хорошо знают методику преподавания, но к сожалению, далеко не всегда сами умеют решать вторую часть экзамена. Учителя математики ведут уроки математики с 5 по 11 класс и, в лучшем случае, выпускают 11 классы 1 раз в 6 лет. На уроках в классе педагоги ориентируются на среднего ученика и их главная задача подготовить учеников к сдаче первой части. Поэтому найти грамотного педагога для ученика очень трудно.