В первой части мы рассмотрели семерых советских актрис (В. Талызину, И. Купченко, И. Алферову, И. Муравьеву, К. Лучко, И. Саввину, С. Крючкову), которые могли бы сыграть Надю в "Иронии судьбы". В порядке убывания степени соответствия образу Нади продолжим этот обзор.
Восьмое место - у Маргариты Тереховой. Да, она прочно ассоциируется с Миледи из "Трёх мушкетёров" - даже еще более прочно, чем Ирина Алфёрова - с Констанцией. Но не исключено, что в роли Нади она раскрылась бы по-новому.
Красоты, как говорится, не занимать, а опыта воплощенных образов романтических дам - полным-полно. Только поменьше бы жеманности и придыханий в голосе. Но Рязанов проследил бы за этим, слегка отшлифовав её привычное амплуа.
На девятом месте - Марина Неелова. Правда, она подозрительно часто играла несчастных тоскующих женщин, и её Надя могла выйти чересчур грустной. Так и представляется, как она протяжно выговаривает только что обнаруженному пьяным Лукашину:
- Ну когда вы уйдёте? Ну уходите поскорее...
А ноющая Надя - совсем не та Надя, к которой мы привыкли. Однако в глубине души каждого нытика скрывается уверенное и решительное "я", надо только позволить ему проявиться.
Эльдар Рязанов, как режиссер-мастер, смог бы добиться успехов в решении данной проблемы. И тогда Неелова, возможно, раскрылась бы перед зрителями с новой, неожиданной стороны. Смогла бы убедительно выгнать и Лукашина, и даже Ипполита из своей квартиры, но привнесла бы в трактовку образа Нади Шевелевой нечто особенное.
Однако Рязанов снял Марина Неелову только в "Дорогой Елене Сергеевне" (1988), где ей в очередной раз досталась роль глубоко несчастной женщины.
На десятом месте - Валентина Теличкина. Многие хорошо знают и любят эту замечательную актрису,
Но в каких фильмах она запомнилось прежде всего? В "Журналисте" и "У озера" режиссера Сергея Герасимова. И что мы там видим?
Нежную, крайне флегматичную, приятную девушку себе на уме. Кстати, в том же "Зигзаге удачи" (1967) Рязанова Валентина Теличкина тоже очень мягкая, даже несколько беззащитная.
Конечно, такой женский образ смотрелся бы забавно в паре с Лукашиным-Мягковым. Но Надя Теличкина чересчур робко выпроваживала бы незваного московского гостя из квартиры. Того и гляди, гость сам выпроводил бы такую Надю. А перед Ипполитом - вообще бы растеклась, да и странно смотрелось бы увлечение Ипполитом-Яковлевым столь мягкой особой.
Однако вспомним пословицу про тихий омут. Режиссёр помог бы Теличкиной вытащить из "глубин души" её личного чёрта, и она могла стать неплохой Надей. Ведь смог же это сделать Гайдай в фильме "Не может быть" (1975), когда в скромной застенчивой матери пятерых детей (скрываемых от незадачливого жениха) проснулась мегера и крикнула:
- Ах, так? Вон! Вон!!!
Причем очень убедительно крикнула - голосом, которым отдают команды животным, чтобы те послушались наверняка. Чтобы выгонять подравшихся Лукашина и Ипполита, пришлось бы даже несколько понизить громкость.
На одиннадцатом месте - Татьяна Васильева. Да, она чересчур мощная, высокая, и смотрелось бы с Мягковым комично, ведь он среднего роста. Но в этом случае на роль Лукашина можно было взять высокого актёра - например, Олега Даля или Николая Гринько.
У Татьяны Григорьевны выдающийся комедийный талант, достаточно вспомнить фильмы "Самая обаятельная и привлекательная", "Добряки" или "Адам женится на Еве". Конечно же, для роли Нади ей пришлось бы повысить градус романтичности, но она вполне могла справиться.
На двенадцатом месте - Татьяна Доронина. Да, только на двенадцатом. Эта величавая актриса постоянно перетягивала бы одеяло на себя. И была бы чересчур серьёзной (кстати, она вообще снималась в комедиях?).
Голос звучал бы рефреном, и наверняка быстро заворожил бы Лукашина. А вот с Ипполитом Доронина смотрелась бы неплохо.
На тринадцатом месте - Татьяна Догилева. После фильмов "Забытая мелодия для флейты" (1987) и "Блондинка за углом" (1987) укоренилось впечатление о ней как о глубоко ранимой и страдающий женщине.
А Надя всё же довольно волевая, с чувством юмора. В паре с Мироновым в роли Лукашина (тем Мироновым, которые в был "Блондинке за углом", а не в "Бриллиантовой руке") её представить, пожалуй, можно. Только по внешности она, на мой взгляд, проигрывает другим актрисам.
Людмила Гурченко - только на 14 месте. Слишком уж она восторженная, эксцентричная и эгоцентричная. Понравилась ли бы зрителям Надя-Гурченко из "Карнавальной ночи" или "Соломенной шляпки"? Вряд ли. Многим показалось бы чересчур приторной и несерьёзной.
15 место занимает Евгения Симонова. Она была на своём месте в "Афоне", и пожалуй, в "Обыкновенном чуде". Но для роли Нади не подходит её амплуа только что выросшего ребёнка, во многом еще девочки, на грани детства и юности.
Ипполит-Яковлев просто подавлял бы такую хрупкую Надю. Так что - решительно нет, даже и не уговаривайте ). Правда, небольшой шанс у Симоновой всё же был. Ведь судя по другим фильмам, она умела несколько преображаться, не застревая в одном и том же образе.
Подобные претензии (в чрезмерной наивности и детскости) можно выдвинуть Наталье Селезнёвой и Надежде Румянцевой. Эта замечательные актрисы, однако, вместе с Евгенией Симоновой, только на пятнадцатом месте.
Ирина Мирошниченко, увы, только на шестнадцатом. Да простят меня её поклонники, но у неё чересчур аристократические манеры. Она прекрасно сыграла в фильмах "Дядя Ваня", "Старый Новый год", а вот в роли Нади Шевелевой представить её очень и очень трудно.
Если в каком-то параллельном мире Эльдар Рязанов всё же выбрал Мирошниченко на роль Нади Шевелевой, зрители такого фильма настолько увлеклись бы образом светская львица, что буквально позабыли о Лукашине и Ипполите.
Но всё же представить Надю-Мирошниченко легче, чем Надю-Любовь Полищук, которая лишь на 17-м месте. Полищук - привлекательная женщина, недаром её называли советской Софи Лорен за достаточно большое сходство.
Однако она отличается грубовато-скандальным типажом - как, например, в фильме "Пришел мужчина к женщине" (1990), "Презумпция невиновности" (1988), и тем более в "Моей морячке" (1990). Полищук - красавица, прекрасно сознающая свою красоту и достойно несящая этот крест, с высоко поднятой головой. Такое самосознание входит в сильная противоречие с образом Нади.
И на последнем, 18 месте - Нонна Мордюкова и Нина Русланова. Как и все упомянутые, это интересные и талантливые актрисы, на которых приятно смотреть. Однако слишком уж много в них резких, деревенских чёрт- в характере, да и во внешности.
Хотя нет, самое последнее, 19 место стоит отдать Наталье Седых из фильма Морозко. Почему? Без комментариев...
А как вы думаете, смогли ли эти актрисы сыграть Надю в "Иронии судьбы"?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.