"Литература – это искусство самовыражения с помощью слов". Рюноскэ Акутагава.
Японская культура — одна из самых загадочных и самобытных во всем мире, а отношение японцев к жизни и смерти давно уже стало отдельным философским направлением. Впрочем, и сама страна Восходящего солнца и весенней Сакуры окутана флёром таинственности. Люди говорят: "чтобы понять японцев, надо родиться японцем". И это правда, ведь их самобытность прослеживается во всем: в кинематографе, в работе и досуге, в повседневной жизни, музыке, живопись и, конечно же, в литературе. Благодаря последней мы можем прикоснуться к ней, приоткрыть эту завесу таинственности и попытаться понять загадочную японскую душу. Как вы уже догадались, сегодня поговорим о Японской литературе, а именно, об одном из самых ярких представителей — Рюноскэ Акутагаве. Итак, начинаем новую рубрику на канале.
История одного автора. Рюноскэ Акутагава.
Родился Рюноскэ 1 марта 1892 года в Токио в семье бедного молочника Тосидзо Ниихара. По старому японскому времяисчислению появление на свет будущего писателя пришлось точно на час Дракона дня Дракона года Дракона. Именно поэтому первый иероглиф в его имени — Рю, что, собственно, и означает "Дракон". На момент появления Рюноскэ на свет, его родители были уже не молоды, отцу было 42, а матери — 33. Япония эпохи Мейдзи славится многими странными традициями и суевериями. И по одной из них считалось очень плохой приметой, когда родителям новорождённого за тридцать, поэтому, следуя ещё одному старинному обычаю, они сделали вид, что ребёнка им подбросили на порог дома. К слову, в то время это было очень распространено у жителей Японии.
Будущему писателю не исполнилось и года, когда его мать лишилась рассудка из-за кончины старшей дочери и попала в психиатрическую лечебницу. Там же она через некоторое время покончила жизнь самоубийством, когда мальчику было всего 10 месяцев. Опять же по Японским национальным традициям того времени маленький Рюноскэ был передан на воспитание брату своей покойной матери, Акутагаве Митиаки, не имевшему детей, после чего он и получил фамилию Акутагава. Факт смерти матери и осознание её обстоятельств навсегда отпечатались в сознании подросшего мальчика. Именно поэтому в его рассказах так явно различима тема смерти и безумия.
В 1910-ом он успешно завершает своё обучение в средней школе и решает изучать западных классиков, поступая в колледж на факультет западной литературы. Спустя три года он оканчивает его и начинает учёбу в Токийском университете на филологическом факультете, продолжая изучать всю ту же английскую литературу. Позже, разочаровавшись в лекциях, Рюноскэ прекращает посещать учебное заведение, отдавая всего себя изданию журнала "Синситё", где в будущем будет напечатан его первый рассказ "Старик". Как ни странно при таком отношении, но университет он все-таки закончил.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Акутагава Рюноскэ очень любил русскую классику и вдохновлялся ей. На написание рассказа "Бататовая каша" его подтолкнула повесть Гоголя "Шинель", так же как и повесть "Нос" вдохновила японского писателя на создание одноимённого рассказа. Пьеса "Вишнёвый сад", принадлежащая перу Антона Павловича Чехова, нашла отражение в рассказе японского классика"Сад", а в рассказе "Вальдшнеп" и вовсе главные герои — Толстой с Тургеневым.
В 1916 году Акутагава сам начинает заниматься преподавательской деятельностью, читая лекции по английскому языку в военно-учебном заведении. Надо сказать, что преподавательская деятельность вгоняла его в уныние. В письмах своей будущей жене Фуми он писал:
"Стоит мне увидеть лица учеников, как сразу же охватывает тоска, и тут уж ничего не поделаешь. Но зато я моментально оживаю, когда передо мной бумага, книги, перо и хороший табак». Цитата из письма Рюноскэ Акутагава будущей жене Фуми Цукамото
В 1919 году Рюноскэ становится штатным сотрудником "Майнити симбун" — одной из крупнейших японских национальных газет, и в этом же году он женится на Фуми Цукамото. Между прочим, в университетские годы его сердце принадлежало другой женщине, и он даже делал ей предложение. Но его отчим не одобрил этот союз и поэтому отношения не сложились. У Рюноскэ и Фуми позже родилось трое сыновей. Старший в будущем стал актёром кино, а младший связал свою жизнь с музыкой. Среднему, к сожалению, повезло меньше. Он был призван в армию и погиб в боевых действиях при Мьянме в 45-ом году.
В оставшиеся годы жизни Акутагава как будто чувствует близкую смерть и непрерывно работает над циклом рассказов "Зубчатые колёса" и "Жизнь идиота", вышедших в 1927 году. Эти автобиографические произведения становятся отражением психического состояния писателя, пропитанные тоской и депрессией самого Рюноскэ. Вместе с автором главный герой произведения мучается от галлюцинаций и предзнаменований скорой смерти. В этом же году он пишет рассказ "Миражи, или У моря", где тоже присутствуют символы грядущей смерти.
"— Вы мечтаете о смерти? — Да... нет, я не так мечтаю о смерти, как мне надоело жить." Рюноскэ Акутагава "Жизнь идиота".
24 июля 1927 года Акутагава Рюноскэ был найден мёртвым в своём доме. Ему было всего 35 лет. Писатель оборвал свою жизнь, приняв фатальную дозу снотворного. В последние годы его часто посещали мысли о добровольном уходе из жизни. Он говорил, что на улицах его периодически преследует его же двойник. Нарастающая тревога, депрессия, усталость и болезненная память о матери развились в тяжёлую форму шизофрении, что, скорее всего, и послужило причиной самоубийства, хотя принято считать, что истинная причина осталась неизвестной.
"К счастью, не принято строго судить о том, кто как умер. Судят лишь о том, кто как живёт". Рюноскэ Акутагава "Лошадиные ноги".
Акутагава Рюноскэ — один из ярчайших представителей японской культуры. Его глубокие психологические притчи, облачённые в сказочные сюжеты азиатского фольклора, раскрывают перед читателем всю глубину японской философии, заставляя задуматься над поступками героев, над раскрытием их внутреннего мира и моральной мотивацией. Рюноскэ рисует фантастические миры, перекликающиеся со сказочными мотивами, затрагивая извечные вопросы отношения поколений, этические, бытовые и любовные проблемы.
Я начинал знакомство с этим автором со сборника новелл "Ворота Расёмон", получившего название в честь одноимённого рассказа, вошедшего в его состав. После очередного прочитанного рассказа появлялось сильное желание "переварить", подумать над ним. Отдельно хотелось бы выделить гениальный, с моей точки зрения, рассказ "Муки ада", повествующий о художнике, стремящемся придать своей картине небывалую, ужасающую реалистичность, и о том, на что он готов пойти ради этого. Это как раз тот случай, когда творец одержим своим ремеслом.
"Человеческая жизнь похожа на книгу, в которой не хватает многих страниц. Трудно сказать, что это полный экземпляр. И все же, как бы то ни было, она составляет полный экземпляр". Рюноскэ Акутагава "Слова пигмея".