Найти тему
Анна Бердман

Сказка "Мальчик-с-пальчик" Ш. Перро. Кому? О чем? Для чего?

Прочитав сыну сказку Ш. Перро "Мальчик-с-пальчик", не смогла уснуть пока не проанализировала сюжет данной истории. С сознательной точки зрения, сказка вызывает негодование, но это ошибочно смотреть на нее под таким углом. "Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".

🐸Зачем нужны сказки?

Они помогают детям справиться с тревогами их возрастного периода. С одной стороны, сказки содержат травматические сюжеты, которые актуально ложатся на переживания детей, с другой - показывают, как справиться с ними. Часто можно наблюдать, как дети просят много раз повторить один и тот же сюжет, в этот момент происходит интеграция переживаний. Подобное поведение проявляется у детей в игре, например, дети после посещения врачей часто сами играют с куклами во врача и делают им уколы.

🐸Для кого эта сказка?

Надо внимательно читать. Во-первых, название сказки указывает на половую принадлежность и актуальную проблему. Маленький мальчик, самый последний седьмой ребенок в семье, в возрасте семи лет. Как ощущает себя ребенок среди взрослых? Да, маленьким, неумелым, глупеньким, неполноценным, он еще не дорос, не достиг, не может и т.д. делать то, что взрослые. Вспоминается и Иван-дурак из русских сказок - последний сын. Можно обратить внимание, что в сказках часто используется цифра семь (волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов и т.д.). Я не смогла найти более менее внятного объяснения цифры семь, кроме ее сакрального значения. Если Вы знаете напишите.

Во-вторых, семилетний возраст. Что мы о нём знаем? В нашем обществе - это время когда ребенок идёт в школу, то есть период когда он может заниматься социальной деятельностью, заметно проявляется интеллектуальный скачок.

🚩Посмотрите на фотографии Николая II до 7-ми летнего возраста, мальчиков одевали в платья. Считалось, что до этого возраста, мальчики воспитывались мамами и зависели от них, были "мамиными юбками". Далее- заслуживали носить штаны, происходила сепарация. Также, детей в Спарте, забирали в возрасте 7-ми лет в военные лагеря. Значит, в данном возрасте ребенок начинает отделяться от родителей, входить во взрослый, самостоятельный мир. Фрейд называл данный период-латентным. Он наступал после прохождения Эдипова конфликта, когда ребёнок отказывается от претензий к матери под влиянием угрозы кастрации от отца. В латентном периоде происходит сублимация влечений.

🐸Именно эти переживания сепарации мы встречаем в сказке. Отцу нечем кормить семью и он предлагает оставить детей погибать в лесу. Именно отец выступает инициатором отделения, устанавливая закон в семье, жена соглашается с ним. Главный герой пытается оспорить данную власть и находит выход как вернуться домой, но отец отводит детей в лес и во второй раз.

🐸А дальше происходит расщепление имаго отца. Появляется людоед, у которого семь дочерей и жена. Очень часто в сказках можно видеть такое расщепление, например, мать умерла, но появилась злая мачеха - это всё относится к образу матери. Здесь мы можем видеть основной конфликт, людоед представляет опасность для жизни детей, хочет их съесть. Мы видим, что не смотря на та, что собственный отец оставил детей, на него нет никакой обиды и негативных направленностей, зато появляется людоед, на которого можно проецировать такие чувства и эмоции. Отметим, у людоеда семь дочерей, а не сыновей! Здесь проявляется именно тревога мальчика перед отцом, как и в Эдиповом конфликте.

Мальчик-с-пальчик возвращается домой лишь после того, как забирает волшебные сапоги у людоеда и с помощью них добивается успеха, богатства и помогает отцу и братьям. То есть, становится таким же большим и самостоятельным как отец и может устанавливать свой закон.