Найти в Дзене

Курьер "Сатурна". Григорий Зобач - участник известной трехэтапной операции с Абвером

Зобач Григорий Григорьевич 1942 г.
Зобач Григорий Григорьевич 1942 г.
Григорий Зобач — активный участник легендарных операций «Монастырь», «Курьеры», «Березино». Это самая известная трехэтапная радиоигра с абвером.

Решил выложить отрывки из книги «Курьер "Сатурна"». Переписывался с техподдержкой ДЗЕНа и получил положительный ответ.

«Курьер "Сатурна"» - это скорее компиляция из разных публикаций, включая "Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне", архивные данные ФСБ, предоставленные мне, работы В.Г. Макарова и ... Первую публикацию об отце я написал в 2010, а книгу уже в 2011 году. Потом были интервью на радио, приглашали на телеканал "Звезда" (передача об операции "Монастырь" и недавно сообщили о подготовке второй передачи об операции "Березино").

***

Летом 1941 года советские разведчики начали операцию, которая и поныне считается «высшим пилотажем» тайной борьбы и вошла в учебники по разведывательному ремеслу. Она длилась практически всю войну и на разных этапах по-разному называлась – «Монастырь», «Курьеры», а затем «Березино». Ее замысел первоначально состоял в том, чтобы довести до немецкого разведцентра целенаправленную «дезу» о якобы существующей в Москве антисоветской религиозно-монархической организации «Престол», заставить вражеских разведчиков поверить в нее как в реальную силу. И таким образом проникнуть в разведсеть гитлеровцев.

***

«Михаил Борисович, я Вас очень прошу, примите во внимание мой план дальнейшей работы. …Они мне верят, они ничего не подозревают. … я уверен, если мне дадут задание, то я больше принесу пользы для нашей Родины за один месяц, чем за эти девять.

… Они мне по–прежнему все доверяют, начнут меня усиленно готовить по разведке, чтобы добывали те сведения, которые им нужны, …дадут выбрать мне каких только захочу лучших двух разведчиков и могут дать еще одну группу москвичей, если я соглашусь устроить их в Москве. Денег я возьму сколько захочу и что захочу, и не позже как через месяц они нас выбросят в Москву для дальнейшей работы. … Я Вас очень прошу, дайте мне эти возможности».

План дальнейшей работы с противником, предложенный Зобачем, был принят. Однако "Сатурн" отказался прислать связника и сообщил, что все необходимое будет сброшено с парашютом в районе Костромы. Для встречи посылки было решено направить группу оперативников.
В Костроме была оборудована конспиративная квартира с радиостанцией. В город под видом красноармейца, выздоравливающего после ранения, приехал Зобач. ...

***

Маклярский, Михаил Борисович (1900-1978) – полковник госбезопасности, с июля 1941 г. — начальник отделения Особой группы, с сентября — 2-го отдела НКВД, с января 1942 г. по 1945-й начальник 3-го отдела 4-го управления НКВД-НКГБ, руководил работой разведывательно-диверсионных групп на территории БССР. Принимал участие в дезинформационных операциях «Монастырь» и «Березино». Руководил работой А.П. Демьянова и Г.Г. Зобача, принимал непосредственное участие в радиоиграх. 6 ноября 1951 г. арестован. Освобожден 16 ноября 1953 г. 1960-1972 гг. – организатор и первый директор Высших сценарных и режиссерских курсов в Москве. Автор сценариев фильмов: «Подвиг разведчика», «Секретная миссия», «Инспектор уголовного розыска», «Будни уголовного розыска», «Агент секретной службы». Лауреат Сталинских премий. Заслуженный работник культуры РСФСР (1970).

***

С началом Второй мировой войны радиоэфир в полной мере стал новой сферой противоборства.

В нацистской Германии радиоиграми с противником параллельно занимались две службы – военная разведка (Абвер) и Главное управление имперской безопасности (РСХА).

***

В г. Борисове в августе 1941 г. абверкомандой 103 была организована разведывательная школа, которая сначала размешалась в д. Печи на территории бывшего военного городка (6 км южнее Борисова по дороге на Минск).

***

В Высшую школу тренеров в Минске он попал без стипендии, как сын врага народа. В 37 его отца расстреляли по решению «тройки». Там он и изучил радиодело. По некоторым данным, под вывеской этой школы была замаскированная Организация подготовки агентов. И получается странное дело — официально именно физкультурный техникум реорганизовывается в институт в 1937 году. Т.е. в 1941 техникума уже нет.

***

«Центральный архив ФСБ России

Зобач Г.Г. 1 октября 1942 г. в составе разведгруппы был заброшен в советский тыл под г. Лихославлем Калининской области с заданием на оседание и проведение разведывательной работы в Москве, с документами на имя ..., сержанта госбезопасности, оперуполномоченного ОО дивизии 34-й армии. 8 октября 1942 г. Зобач Г.Г. арестован Управлением НКВД СССР по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 58-1 «б» УК РСФСР.»

***

«Протокол допроса
Задержанного ЗОБАЧ Григория Григорьевича.

Вопрос: - Сколько времени Вы находились в Смоленске?
Ответ: - Там я находился в течение одного месяца и 20 дней.
Вопрос: - Куда Вы были направлены из Смоленска?
Ответ: - Из Смоленска я был направлен в военный городок Печи, в 3-х километрах от Борисова БССР.
Вопрос: - В связи с чем Вы были направлены в Печи?
Ответ: - Мне не было сказано почему я направляюсь в Печи. Было только известно, что в Печи военнопленных кормили значительно лучше и предоставляли возможность свободно ходить по городку.
Вопрос: - Находясь в лагере, Вы допрашивались немецким командованием?
Ответ: - Нет, как в Смоленске, так и в Печи меня не допрашивали. В Смоленске было только об”явлено о том, что кто знаком с радиоделом, тот может работать по своей специальности. После такого об”явления я заявил, что имею знания по радиоделу.
Вопрос: - Куда Вы были направлены из Печи?
Ответ: - Из Печи 15 марта 1942 года меня направили в дер. Катынь, не далеко от Смоленска.
По приезде в Катынь, мне стало известно, что меня привезли в школу германской разведки.
Вопрос: - Сколько времени Вы обучались в Катыньской школе?
Ответ: - В Катыньской школе разведчиков я обучался в течении шести месяцев.
Вопрос: - Что Вы изучали в этой школе?
Ответ: - Я изучал радиодело и вопросы разведывательной работы. На лекциях по разведывательной работе нам говорили о методах работы НКВД, в частности о наружном наблюдении и следствии.
По вопросу наружного наблюдения нам говорили, каким образом установить, что за тобой ведется наблюдение, как себя вести среди населения, чтобы не быть замеченным агентами НКВД.
По вопросу следствия было сказано, чтобы на следствии ни в чем не сознавались и стараться своими ответами запутать следствие.
Вопрос: - Сколько разведчиков обучалось в школе?
Ответ: - В марте месяце в школе было всего человек 80, из коих примерно человек 20 радистов, а остальные разведчики-ходоки.
В последнее время радистов было также человек 20, а разведчиков 90. В числе этого состава есть четыре девушки, из коих 2 в группе радистов, а 2 в группе разведчиков. …»

***

«Протокол допроса
Задержанного ЗОБАЧ Григория Григорьевича.

Вопрос: - Кто руководит Катыньской школой разведчиков?
Ответ: - Катыньской школой разведки руководит зондерфюрер – капитан германской разведки, … . Все приезжающие в школу офицеры называют его доктором.
В школу часто приезжает подполковник германской разведки, который возглавляет Катыньской, Витебской и другой какой-то школой, расположенной на территории БССР.
В последнее время, месяц тому назад в Печи тоже организовалась школа германской разведки, которой руководит немец КАРНАЖИЦКИЙ. В эту школу уже приехали немецкие радисты и завезли радиоаппаратуру.
Витебской-же школой руководит зондерфюрер - лейтенант германской разведки ФРИД, который часто приезжает в Катынь.
В школе есть преподаватели из числа б. командиров Красной Армии. Так, например, преподавателем радиодела является б. полковник Красной Армии, работавший начальником связи 33 или 36 армии, фамилию его не знаю, зовут его Иваном Ивановичем. Этот Иван Иванович до войны проживал в Москве.
Второй преподаватель разведки по кличке ЛЕБЕДЕВ, тоже бывший ст. лейтенант Красной Армии и по моему проживал в Москве.
Этот ЛЕБЕДЕВ, во время моей отправки в Катыне вручил два письма разведчикам, переброшенным в одном самолете со мной и приземлившимся на 40 минут раньше меня.
Во время вручения ЛЕБЕДЕВЫМ писем, зондерфюрером, этим разведчикам заявил, что они скоро увидятся.
Поэтому я думаю, что эти разведчики должны прибыть в Москву и вероятнее всего остановятся у его матери – старушки, проживающей в Москве.
Клички этих разведчиков следующие:

1. «АПОСТОЛ» - по документам, с которыми переброшен значится Владимир Иванович, фамилии не знаю. Переброшен в военной форме в чине лейтенанта Красной Армии. Радиостанция положена в красноармейский ранец, а продукты батареи у другого разведчика в вещевом мешке. Его приметы: рост выше среднего, лет 24-х, лицо круглое белое, нос прямой средний, волосы темные, голова средней величины, круглая, волосы зачесывает назад, сам средней упитанности, походка медленная в развалку, корпус немного сутулый, плечи опущены, на мизинце левой руки большая бородавка, цвет глаз не помню.

2. «ТЕМНИК» - по документам, с которыми переброшен, значится Федор Александрович. Переброшен в форме ст. лейтенанта Красной Армии. Приметы: рост высокий, лет 30, лицо круглое, смуглое, нос средний, голова круглая, волосы черные, зачесывает назад, лоб прямой, узкий , рот малый, зубы средние, глаза светлые, брови густые черные, плотный, выправка хорошая, походка быстрая, фотография на удостоверении сделана на белом фоне. Оружие имеет пистолет системы «Наган» и кобура одевается на ремень (не через плечо), также кобуры были даны всем разведчикам, наганы у них русские, старые, не чещенные, портупеи у них одинаковые с самодеятельными пряжками. »

***

Дело р.28711 в двух томах, том №2

Зобач Г.Г. дал подробную характеристику 30 чел. из Катыньской разведшколы, включая настроения и возможность сотрудничества с немцами.

***

«Протокол допроса о задании агентов
Задержанного ЗОБАЧ Григория Григорьевича.

Вопрос: - Расскажите подробно о заданиях полученных Вами от германской разведки?
Ответ: - Недели за две-три до моей переброски мне выдали обмундирование и предупредили, что я буду переброшен в форме лейтенанта Красной Армии. А за неделю до переброски сказали, что я буду переброшен с ШАЛАЕВЫМ Анатолием, который должен скоро приехать в Катынь. Но откуда он приедет мне не сказали.
28 сентября я вместе с ШАЛАЕВЫМ был вызван к зондерфюреру, который нам стал говорить какое задание мы должны выполнить будучи переброшенными, как агенты германской разведки.
Это задание сводилось к следующему:
После того, как нас спустят на парашютах, мы должны поехать в Москву устроиться на жительство и проживать под видом командиров Красной Армии, прибывших в командировку. Для этой цели мы были снабжены фиктивными документами, которые давали нам возможность находиться в Москве продолжительное время.»

***

Немцам было передано несколько радиограмм о том, что Зобач и Шалаев в Москве, что они восстановили ранее имевшиеся связи и просят выслать им деньги и новые документы. В «Сатурне» поверили в легенду и потребовали организовать тщательное наблюдение за передвижением войск через Москву и заняться сбором сведений о формирующихся в городе войсковых частях.

***

«Протокол допроса
Задержанного немецкого агента СТАНКЕВИЧА Иосифа Петровича.


С Зобачем познакомился на вечере 14 или 15 апреля 1942 г., в связи с отъездом 11 человек «БГ» в Катыньскую школу германской разведки, затем учился в школе вместе. В школе вел себя несколько замкнуто, но учился хорошо. В отношении учебы по радиоделу он считался передовым.
Отношения с руководством школы у него были хорошие. За успешную учебу его зондерфюрер всегда хвалил.
…»

***

До 5 декабря 1942 Зобач вел оперативную игру с немцами под кодовым названием "Кондратьев".
7 марта 1955 года 3-м главным управлением КГБ приСМ СССР было принято решение, то материалы дела "Кондратьев" представляют для органов госбезопасности оперативную ценность и подлежат хранению в архиве.

***

«Центральный архив ФСБ России

Зобач Г.Г. передан в 4-е Управление НКВД СССР и привлечен к участию в операциях «Курьеры», а затем «Монастырь». …»

***

20 января 1943 г. прибыли очередные связники — Иван Еркин и Виктор Ильин, которые привезли Зобачу 100 тыс. руб., документы и блоки питания для рации. Связники были взяты чекистами под непрерывное наблюдение.

***

В процессе дальнейшей работы Зобач сообщил немцам, что ему удалось достать в Москве явочную квартиру. В подготовленную квартиру был вселен негласный оперативный работник НКВД. 1 марта на эту квартиру явился агент германской разведки, доставивший для Зобача 200000 рублей, запасные батареи для радиостанции и продовольствие.

***

Спустя пять дней, 28 апреля, на явочную квартиру прибыл очередной немецкий.

Курьер доставил Зобачу деньги — 415 000 рублей, кварцы для передатчика и погоны старшего лейтенанта Красной Армии для Шалаева. При нем было письмо от руководителя Катыньской разведшколы, в котором сообщалось, что курьер должен немедленно вернуться обратно.

**

№ 1419
Из докладной записки НКГБ СССР
10 мая 1943 г.

В результате настоящей агентурной разработки нам удалось: заполучить от немцев 8 агентов германской разведки, 4 радиостанции, 1 227 000 рублей и арестовать 7 пособников изъятых нами шпионов. Однако основная цель разработки — создать возможности для проникновения нашей агентуры в Берлин — пока не достигнута. НКГБ СССР считает целесообразным:

1. Продолжить использовать существующую легенду вокруг монархической организации «С.» и радиоигру с немцами через «Гейне» и «3.»* для осуществления основной задачи разработки — проникновения нашей агентуры в Берлин.

2. Для закрепления перед немцами положения «Гейне», «3.» и легенды в целом курьера германской разведки Рыбина-Быбченко аресту не подвергать и дать ему возможность вернуться к немцам.

3. Использовать благополучное возвращение Рыбина-Быбченко для постановки в ближайшем будущем от имени организации «С.» перед немцами вопроса о направлении в Москву видного представителя германских разведывательных органов.

4. Одновременно с этим поставить перед немцами вопрос о посылке в Берлин «для переговоров» «видного» представителя организации «С», на роль которого подготовить проверенного агента НКГБ СССР с задачей внедрения его в центральные разведывательные органы противника.

Народный комиссар государственной безопасности СССР Меркулов

ЦА ФСБ России

*«З.» агент Абвергруппы-103, Зобач Григорий Григорьевич, позывной «Сатурн». Окончил Борисовскую (Катыньскую) разведшколу. Имел отличные физические данные. Пользовался большим доверием руководителей Абверкоманды. Получил специальное задание в Московский регион. Имел гриф «совершенно секретно».

Зобач Г.Г. участвовавший в операции «Курьеры», «за образцовое выполнение специальных заданий» Указом ПВС СССР от июня 1943 г. награжден медалью «За отвагу».

***

1943 г. за «верную службу рейху» немцы наградили Зобача крестом 2-го класса "За военные заслуги с мечами".
Речь идет о немецком ордене «Крест за военные заслуги с мечами» (Kriegsverdienstkreuz) – которым награждались за отличия при боевом соприкосновении с противником, без мечей – не связанные с непосредственным соприкосновением с врагом.

***

К середине 1943 г. советская контрразведка имела свои источники и в «Сатурне». Поэтому чекисты проявляли «заботу» не только о своих разведчиках, но и командовании Абверкомандой-103.

Так, 3 июня 1943 г. докладной запиской Судоплатов сообщал замнаркому госбезопасности Кобулову: «Капитан Брониковский, зондерфюрер «Абверкоманды-103», согласно имеющихся у нас материалов, непосредственно руководил работой германских разведчиков, направлявшихся в Москву по делу «Монастырь». Снятие его с работы может отразиться на доверии немцев к легендируемой нами организации в линии Зобача».

***

Между тем с неба продолжали «сыпаться» немецкие агенты.

***

Вскоре "СМЕРШем" был задержан еще один агент из "Сатурна" - "Меньшиков" (Александр Иванович Козлов). "СМЕРШ" выявил, что Козлов должен был установить связь с Зобачем. От коллег НКГБ им было известно, что Зобач участвовал в другой спецоперации - радиоигре "Монастырь-Курьеры", проводившейся 4-м Управлением НКГБ СССР.

***

Началом операции "Березино" послужила радиограмма, переданная в "Сатурн" 18 августа 1944 года по рации Зобача. Руководство советской контрразведки решило в полной мере использовать опыт борьбы с противником, накопленной в ходе операции "Монастырь".

***

В район озера Песочное (где по легенде должна была располагаться часть Шерхорна) выехала оперативная группа НКВД для встречи радиста, в состав которой входили: Наум Эйтигон, Михаил Маклярский, Георгий Мордвинов, Яков Серебрянский, Григорий Зобач, Вильям Фишер, известный в 60-х годах под именем Рудольфа Абеля. Так началась операция «Березино».

"Центральный архив ФСБ России

«В операции «Березино» входил в состав легендированной немецкой части, якобы попавшей в окружение. С помощью Зобача Г.Г. органам госбезопасности удалось локализовать деятельность немецкой шпионской резидентуры в г. Москве, арестовать нескольких агентов-парашютистов, а также захватить крупную сумму денег и радиоаппаратуру.»

***

Только 6 апреля 1945 года немцам сообщили, что капитан Ганштейн и Зобач, взяв с собой радиста, ушли на запад, с намерением перейти линию фронта…». Этим самым чекисты рассчитывали провести сложную комбинацию, которая позволила бы вывести «курьера» в район Восточной Пруссии с тем, чтобы получить от немецкой разведки явки к действующему в этих районах нацистскому подполью.

Для руководства деятельностью «курьера» и его прикрытия была создана оперативная группа в составе 10 бойцов и радиста. Руководителем группы был назначен майор ГБ Киселев Николай Алексеевич, начальник отделения 4-го Управления НКГБ СССР.

Курьер "Сатурна"

Скрин передачи — Операция «Монастырь» ТВ «Звезда»
Скрин передачи — Операция «Монастырь» ТВ «Звезда»

Секретная папка. Операция «Монастырь». Спорт помог моему отцу выжить

#НКГБ #смерш #разведка #военный разведчик #нквд ссср