У Корейцев очень своеобразное видение мира, что в очередной раз подтвердилось после просмотра этой социальной драмы, кровавого месива и философского рассуждения в одном флаконе. Фильм "Сквозь снег" был давно на слуху, появляясь в рекламных сообщениях, но добрался до него я только сейчас. И лента в результате оставила довольно двоякое впечатление.
Краткий сюжет и фабула
Фильм повествует о глобальной катастрофе, в результате чего оставшаяся и единственная часть населения планеты оказалась запертая в высокотехнологичном поезде, несущемся на огромной скорости по не понятно кем выстроенным в прошлом рельсам. Именно это движение, якобы, даёт обитателям воду и каким-то образом, видимо, вырабатывает энергию для существования всего социума.
Всё вокруг поезда мертво, и люди заперты в нём на долгие годы. При этом, как и в любом замкнутом пространстве возникают различные слои населения. В том числе, желающие удержать власть в своих руках и ни в чём себе не отказывать; те, кто прозябает в нищете в хвосте этого чудо-поезда, а также множество других социальных прослоек со всевозможными ролями в этом небольшом, но чётко спланированном микрообществе. И, как и всегда, низы пытаются исправить сложившуюся ситуацию. Как и всегда, планы низов корректируются верхами.
Понятно, что это утопия. Но утопия довольно страшная, заставляющая задуматься над некоторыми аспектами нашего сегодняшнего мира людей.
Сильные стороны
Честно говоря, я не очень люблю всякие боевые сцены, подобные реализованным в этом фильме. Ох уж эти топорики и массовая расчленёнка. Поставлено, конечно, смачно, со вкусом, но речь и дело совсем не в них. Гораздо больше информации и посылов вкладывается в промежуточные сцены, когда герои, борющиеся за своё существование, перемещаются по поезду.
Именно здесь отображаются различные стадии изменения сознания людей. Отлично показано отрешение от прошлого, как только у человека появляется возможность сладко спать и вкусно есть. Шикарно показан принцип не задавать лишних вопросов ради возможности выжить или остаться в своей социальной нише.
Не хочу делать спойлеры. Это действительно достойно уважения, есть над чем поразмыслить. И ради поиска таких моментов я отправляю читателей к просмотру самого фильма. Если вам не нравятся кровавые и боевые сцены - просто перематывайте. Хотя в такие моменты можно и потерять некоторые переломные ходы фильма.
Очень грамотно и многообразно показаны слои общества от самых низших, которые недоумевают, почему сверху о них не заботятся, до самых высоких, которым по-сути плевать на то, что происходит внизу.
Сцена с источником питания в виде протеиновых блоков меня, честно говоря, не удивила. Я изначально понимал, что для их создания используется какая-нибудь гадость. Когда-то из уст одной женщины я услышал мнение, что незнание это и есть счастье. И с тех пор я абсолютно чётко представляю, что огромное количество людей разделяют это мнение.
Признаться, к концу фильма я немного недоумевал, зачем и почему в этом поезде всё устроено именно так. Не преувеличение ли это режиссера или автора сценария? Зачем столько крови и насилия? Но к концу фильма главный антагонист рассказал всё на столько правильно и кратко, что у меня почти не осталось сомнений, что именно так всё и должно быть ради выживания, не побоюсь этого слова, всего человечества на этом несущемся через ледяную планету поезде.
Слабые стороны
Однако есть множество слабых и на мой взгляд плохо проработанных сторон сюжета. К ним, в частности, можно отнести историю становления главного героя как лидера отсека для самого низкого слоя общества. Слишком уж неубедительно звучит перерождение эгоистичного, уничтожающего всех мешающих на своём пути ради достатка и даже еды человека всего лишь из-за самопожертвования незнакомого ему на тот момент персонажа. А уже тем более не понятно, как потом такой типаж смог стать лидером, ведущим за собой других, при этом оставаясь довольно ранимым и чувствительным к чужому горю.
Тем сложнее воспринимается это перерождение, когда узнаёшь, что тем самым пожертвовавшим свою руку ради такого перерождения, казалось бы, низшей части общества, совершенно потерянной для всего остального социума поезда, является один из элиты. Не понятны его мотивации, и тем более верится с трудом, что некто из головы поезда смог бы пойти на такие жертвы.
Честно говоря, разъяснения об устройстве поезда главным антагонистом и необходимость забирать маленьких детей у бедных слоёв населения для продолжения его существования и продолжения движения, как и все остальные объяснения выглядели для меня весьма убедительными. Поэтому финальный взрыв и выход из строя всего "поездо-социума" это находка режиссёра, созданная лишь для того, чтобы привести сюжет к логическому завершению и подобию happy-end'а.
На самом же деле, даже если бы главный герой спас ребёнка, то как миленький в дальнейшем пришёл бы к выводу, что иного пути для продолжения движения и жизни поезда, а значит и всего социума это поступать именно так как, рассказал ему антигерой, самый главный начальник поезда. В реальности всё происходило бы именно так. Он бы стал последователем, ничего не меняя в своей основе.
Но режиссёр постарался и вывел из наркотика, которому поддаются почти все люди из элиты поезда, формулу взрывчатки для того чтобы взорвать основную дверь и обеспечить выход наружу. Этакий сценический ход, похожий скорее на сказку. Таким образом образом режиссёр уничтожил цикличность, забрав у главного героя возможность показать нам, что он ни чуть не хуже и не лучше этой самой элиты. Зачем при этом понадобилось такое количество взрывчатки, чтобы поезд сошёл с рельсов - совершенно не понятно.
Ну и самое главное - это концовка, которая на мой взгляд совершенно не предвещает ничего хорошего. Судя по покрытой толстым слоем снега земле и абсолютно изуродованной системе жизнеобеспечения поезда, которая только и сохраняла хоть какие-то остатки жизни на этой замороженной планете, шансов на выход к каким-то более менее тёплым территориям, на мой взгляд, у выживших почти равны нулю.
Краткое резюме
В рамках канала Устройство мира я рассмотрел данный фильм как модель социума, попытавшись разобраться, возможно ли перенести реалии этого фильма на нашу повседневную жизнь. И честно говоря, готов заключить, что если представить подобную замкнутую ситуацию в реальности, то почти всё показано верно. Об этом часто упоминали фантасты и прозаики. Вспомните хотя бы рассказ "Поезд в тёплый край" Лукьяненко. Там и до поезда-то почти не дошло, а ситуация почти такая же.
Но речь идёт именно о ситуации в некой закрытой системе. Как раз следующей на этом канале выйдет статья о критике эксперимента Вселенной 25, где учёные попытались в подобной же замкнутой системе поставить опыт на мышах, предоставив им полный цикл питания. По-сути они пришли к ровно тем же результатам. Расслоение популяции, появление изгоев, потеря смысла жизни, нежелание продолжать потомство...
Но если мы поймём, что человеческое общество это отнюдь не замкнутый поезд, несущийся через ледяное пространство, а открытая свобода выбора каждого из отдельно взятых индивидуумов, летящих через просторы вселенной на маленьком шарике, называемом планета Земля, то мы поймём, что многие из тезисов, используемых в фильме применимы лишь частично. Только в отдельно взятых ситуациях. И, пожалуй, лишь модель расслоения передана точно и без значительных искажений.
Не забывайте ставить лайки и писать комментарии, если вам понравился разбор. А также подписывайтесь на канал и не забудьте заглянуть в соцсети. Там уже есть много интересного, т.к. они существуют намного дольше канала на дзен.