Серия терракотовых панно итальянского скульптора Энцо Бабини предлагает нам совершить мысленное путешествие во времени и пространстве, погрузившись в мир «Божественной комедии» Данте Алигьери. Осмысление средневекового произведения современным автором позволило, по выражению критиков, добиться «почти тактильного эффекта». Сегодня продолжим путешествие по загробному миру вместе с Данте Алигьери и Энцо Бабини.
«Жизнь есть боль, но не безысходная: преодолев страдание, обретем радость и блаженство» – вот вывод, к которому подводит нас одна из частей «Божественной комедии» Данте – «Чистилище».
Данте изображает Чистилище в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Гора имеет вид усеченного конуса: её береговая полоса и нижняя часть образуют Предчистилище. В этих кругах новоприбывшие души, а также нерадивые, до последней минуты медлившие с покаянием или умершие насильственной смертью, ждут своего часа, чтобы очутиться перед вратами Чистилища – за ними начинается путь искупления.
Верхняя часть горы опоясана семью – по количеству смертных грехов – уступами Чистилища, на плоской вершине находится пустынный лес Земного Рая.
У врат Чистилища ангел чертит концом меча на лбу у Данте семь латинских букв Р, что соответствует начальной букве латинского слова peccatum – грех. Постепенно, по мере подъема, эти буквы исчезают одна за другой, свидетельствуя о нравственном очищении, которое происходит в душе героя.
Спираль чистилища зеркально повторяет спираль ада, и движение по пути очищения идет в обратном направлении.