Найти в Дзене

Листая старые проспекты – Tatra-613.

Сегодня я предлагаю Вам изучить проспект чехословацкой модели высшего класса – Tatra-613. Машина пришла на смену своей предшественнице, модели 603, и была развитием её компоновочных решений. Хотя разработка машины стартовала еще в 1968 году, а первые прототипы появились в 1969 году, серийное производство наладили лишь в 1974 году, причинами были долгое устранение “детских болезней” прототипов и недостаток финансирования. Дизайн кузова выполнило итальянское ателье Vignale, и внешность резко контрастировала с предшествующей моделью – округлые “пузатые” формы сменились на строгие плоские поверхности и угловатый стиль по моде 1970-х годов. Спереди по-прежнему располагались 4 круглые фары. Автомобиль получил низкую подоконную линию и большую площадь остекления, большие треугольные окна позади задних дверей. Из интересных стилистических решений можно отметить вогнутое заднее стекло. Многие кузовные элементы, включая бамперы, рамки дверей, пороги были хромированными. В целом же можно приз

Сегодня я предлагаю Вам изучить проспект чехословацкой модели высшего класса – Tatra-613. Машина пришла на смену своей предшественнице, модели 603, и была развитием её компоновочных решений.

Хотя разработка машины стартовала еще в 1968 году, а первые прототипы появились в 1969 году, серийное производство наладили лишь в 1974 году, причинами были долгое устранение “детских болезней” прототипов и недостаток финансирования.

Дизайн кузова выполнило итальянское ателье Vignale, и внешность резко контрастировала с предшествующей моделью – округлые “пузатые” формы сменились на строгие плоские поверхности и угловатый стиль по моде 1970-х годов. Спереди по-прежнему располагались 4 круглые фары. Автомобиль получил низкую подоконную линию и большую площадь остекления, большие треугольные окна позади задних дверей. Из интересных стилистических решений можно отметить вогнутое заднее стекло. Многие кузовные элементы, включая бамперы, рамки дверей, пороги были хромированными. В целом же можно признать, что итальянским кузовщикам внешность удалась – при заданной заднемоторной компоновке автомобиль получился солидным, строгим, элегантным и гармоничным. При её габаритах Tatra-613 совсем не выглядит тяжеловесной!

-2

Любопытный факт – ещё в 1969 году фирмой Vignale был разработан не только седан, но и второй тип кузова – двухдверное купе, но оно в серию не пошло.

Это был по-настоящему большой седан – его длина составляла 5025 мм, ширина – 1800 мм, высота – 1505 мм, а колесная база – 2980 мм. Внутри это был просторный автомобиль, позволявший с комфортом разместиться пятерым седокам. Перед водителем находился большой руль и панель приборов с пятью круглыми циферблатами. Благодаря большим стеклам обзорность была превосходной. Первоначально сиденья не имели подголовников.

-3

Технически же, повторюсь, автомобиль был наследником модели 603. Сзади по-прежнему располагался большой двигатель V8 воздушного охлаждения – при объеме 3495 см³ он развивал 165 л.с. Это позволяло машине массой 1670 кг развивать максимальную скорость 190 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 12,7 с. Коробка передач – механическая 4-ступенчатая. Два топливных бака имели вместимость 72 л, что несильно компенсировало большой расход топлива – на скорости 110 км/ч он составлял 18 л/100 км!

-4

Подвеска всех колес была независимой – спереди стойки “МакФерсон”, сзади – пружинная с наклонными рычагами. Тормоза спереди были дисковыми, сзади – барабанными. Объем багажника в передней части составлял 436 литров.

-5

Ради улучшения управляемости двигатель был сдвинут максимально вперед и частично располагался над задней осью. Это позволило добиться хорошего распределения веса по осям – на переднюю приходилось 45% веса, на заднюю – 55%. По сравнению с моделью Tatra-603 был достигнут значительный прогресс в поведении машины на дороге, и всё же полностью избавиться от непредсказуемого и капризного поведения заднемоторной схемы не удалось.

-6

Конечно, уже к началу 1970-х годов от заднемоторной схемы почти везде отказывались, ведь её недостатки перевешивали её преимущества. Да, еще выпускались заднемоторные Volkswagen-Beetle, FIAT-126, Porsche-911, наш ЗАЗ-968, но в классе больших машин Tatra-603 со своей заднемоторной схемой выглядела белой вороной. Среди конкурентов в этом классе я бы назвал такие модели как Citroen-CX, Rover-P6, Mercedes-Benz-S-klasse, FIAT-130, Jaguar-XJ6.

-7

Что интересно, Tatra-603 поставлялась не только в страны соцлагеря, но также и в западные страны. Хотя, конечно, в первую очередь она предназначалась для высшего руководства и партийной элиты Чехословакии. Любопытно, что партия машин была поставлена в СССР – для нужд КГБ. Несмотря на отсутствие машины в свободной продаже в ЧССР, тем не менее, желающие её могли приобрести – правда, не новую, а после списания с баланса соответствующих ведомств. Однако, известна и её стоимость по прейскуранту для ведомств. Tatra-603 стоила огромных денег – так, в 1977-1978 годах за неё в Чехословакии просили 284000 крон, в то время как ВАЗ-2101 “Жигули” стоил 58000 крон, ГАЗ-24 “Волга” – 105000 крон, а не менее роскошная “Чайка” ГАЗ-13 – всего 118000 крон.

-8

При всем при этом массовой эта машина никогда не была – фактически, её собирали вручную, в год не более 1000 штук, а всего до 1996 года было собрано чуть больше 11 тысяч машин. За это время машина пережила несколько модернизаций, но, конечно, в 1990-х годах её концепция уже была безнадежно устаревшей, равно как и уровень пассивной безопасности, комфорта, экологичности.

-9

Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!

Искренне Ваш, Андрей.