Найти тему
Чечня: ИА "Чеченинфо"

Чечня. Холмы всенародного проклятия (Сардаман к1арлаг1а)

ЧЕЧНЯ. В древние времена в борьбе за жизнь и достойное существование наши далекие предки создали ряд законов, обычаев и традиций, которые способствовавли формированию уклада жизни чеченского общества и являлись своеобразными регуляторами общественных отношений.

Одним из из таких регуляторов стала традиция возведения холмов проклятия - "сардаман к1арлаг1а". Так, за нарушения прав или норм адата (закона предков) нарушители традиций (предатели, трусы, воры, нарушители этических норм неписанного житейского кодекса) подлежали всеобщему осуждению на сходе, на котором они предавались анафеме.

Виды наказаний могли быть различными - от оскорбления нанесением ударов палками или камнями до всенародного проклятия.  В последенем случае за совершенные преступления сход выносил решение о сооружении данному лицу "адресного" холма проклятия "к1арлаг1а (сардаман к1арлаг1а)" - куча камней на обочине дороги. К1арлаг1и в особых случаях могли возводиться и по решению Совета старейшин Страны ("Мехкан-кхелла") по отношению к тем, кто не подчинялся решениям Совета, что являлось своеобразным методом принуждения неукоснительного исполнения решений Совета.

Обычно холмы всенародного проклятия возводили на окраине села у проселочной дороги. При этом каждый прохожий (люди разных селений,тайпов, гаров) со словами проклятия ("наь1алт кхайкхош") в адрес того, кто совершил тот или иной антиобщественный поступок, бросал в определенное место камень или ком земли, где со временем таким образом и появлялся холм. При отягчающих обстоятельствах (помимо возведения холма проклятьия) преступник изгонялся из общества, после чего тот вынужден был скитаться по свету и искать себе пристанище в другом роде, племени, общине. В исключительных случаях преступника у холма проклятия приковывали к позорному столбу и предавали казни.

Холмы проклятия могли создаваться даже в том случае, если человек, мог избежать прямого возмездия за совершенное общественно - значимое преступление. В этом случае каждый, в том числе и преступник, мог визуально обозреть объем проклятий. 

Примечательно, что народная память даже до нашего времени донесла память о традиции сооружения "холмов проклятия". Эта память сохранилась в виде топонимиеских обозначений в разлтчных районах Чечни - к примеру, "Холламан гу" - урочище в окрестностях селения Гендерген, "К1арллаг1а ег1ача дукъа" - хребет на ю. Кхокхада , "Исс хийшанага" – урочище в долине р.Хачаройахк (Итум-Калинский район) и др. 

И последнее... "К1арлаг1а" (помимо прямого назначения) служили в некоторых случаях и своеобразным ориентиром для путника, в тех случаях когда в силу однообразности рельефа местности ( к примеру на равнине) сложнее было ориентироваться во время длительных переходов. Такие холмы помогали путникам, охотникам и др. ориентироваться на местности и определять направление движения.

Л. Гудаев

checheninfo.ru

Чечня
86 тыс интересуются