Давайте посмотрим на срез современного общества, все мы имеем по несколько гаджетов дома - это бесконечные смартфоны, планшеты, компьютеры. Сфера услуг активно стремится в онлайн: образование, покупки, фильмы, иностранные языки и даже медицина. Пандемия 2020 только ускорила темпы роста бизнеса в интернете. Контакты с людьми оказались под запретом, а сколько ваших знакомых прошли онлайн курсы по психологии или занимались фитнесом в Инстаграме? Ценности реальных контактов в новой реальности посвящена огромная статья Human Contact Is Now a Luxury Good, The NY Times.
Основной аргумент «ЗА» онлайн активности – это экономия времени. Мы так много работаем сейчас, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни, что не можем себе позволить время для себя. Поход в кинотеатр или на занятия к репетитору кажется нам роскошью, ведь это время мы можем уделить домашним заботам или отдыху с любимым сериалом.
Согласно NYT, компьютер и гаджеты больше не являются непозволительной роскошью, доступной только для состоятельных людей, особенно с ростом потребительских кредитов. Более того, мы не только сами обвешиваемся современной техникой, но и с радостью покупаем детям последние новинки, конечно же «для образования».
Несомненно, онлайн предоставляет массу возможностей, но, как показывает практика (даже в России), состоятельные люди не дают своим детям торчать в гаджетах с утра до ночи, а особенно продвинутые заставляют детей читать книги. Единственное исключение – изучение редких иностранных языков, например, китайского. А отечественные депутаты нанимают вереницу репетиторов и англоговорящих гувернеров (да, эта система все еще популярна) для своих отпрысков с приездом домой и частными занятиями, ибо нельзя заменить энергетику
Настоящая пропасть ждет нас в качестве образования, если сравнивать дистанционное образование с образованием классическим. Даже сейчас, в эпоху общеобразовательных школ, люди состоятельные отправляют своих детей в частные школы-интернаты со строгой дисциплиной и муштрой и далеко не демократичными правилами, которые пытаются навязать обществу обычному. Даже в Силиконовой долине признали вред от цифровизации обучения и хотят перейти на обучение ближе к природе и почти «без экранов».
За счет сниженной стоимости на онлайн услуги и удорожания ресурсов человеческих, онлайн сфера становится сегментов для бедных, пишет NY Times, а для богатых существует сфера личного общения. Например, онлайн консультации врачей в США значительно дешевле личного приема. Но элита, конечно, будет иметь доступ к персональному семейному доктору. Можно, например, рассмотреть спорт. Пока вы проходите онлайн-марафон, люди с достатком, вопреки всем карантинам, занимаются с личными тренерами по йоге. В сфере питания та же история: рестораны и бары работали во время карантина на доставку, но для небольшого кластера людей столы все же накрывали.
NYT пишет, что сотрудников многих компаний на западе сейчас наказывают, если они отказываются быть на связи 24 часа, а ведь самая большая ценность сейчас – это время, время на себя и для себя, независимость от социальных сетей и информации. Они также, не стесняясь делят людей на две категории rich и poor (богатые и бедные). Но если у вас нет возможности повысить благосостояние материальное и переползти в категорию rich, оцените истинную стоимость общения реального и не дайте загнать себя в категорию poor.