Трубопроводный транспорт появился сравнительно недавно и является перспективным направлением для дальнейшего развития в области транспортировки.
Трубопровод предназначен для передачи грузов по трубам как на небольшие расстояния, так и на дальние. Чаще всего он используется для перемещения нефти, нефтепродуктов, газов. В городских масштабах он специализируется как водопровод, канализация, теплопровод, воздухопровод, пневматическая почта.
Чем же привлекателен этот вид транспорта?
- Низкая себестоимость. Прокладка труб не требует значительных денежных затрат, по сравнению с другими видами транспорта. Конечно, в зависимости от различных условий, где необходимо его проложить, цена может увеличиваться(под/над/на земле). Для примера возьмем стоимость 1 км трубопровода и то же расстояние железнодорожного пути. Разница в стоимости может отличаться практически до 30 раз!
- Высокий коэффициент полезного действия. За счет небольшой стоимости издержек на обслуживание и затрат на поддержание ресурсов КПД достигает приличного числа!
- Возможность совмещения перекачки нескольких позиций грузов.
- Благодаря герметичной укладке сохраняется качество продукта.
- Высокая производительность труда за счет снижения издержек на обслуживание и небольшое количество обслуживающего персонала для корректной и стабильной работы.
- Экологически чистый вид транспорта(не берем в расчет аварии, которые случаются крайне редко и по причине внешних факторов).
- Постоянный процесс прокачки вне зависимости от погодных или других обстоятельств.
Конечно, у всего есть свои плюсы и минусы, которые мы сейчас рассмотрим:
- Узкая направленность. Трубопровод чаще всего прокладывается для конкретных целей и специально под определенный вид груза. Перепрофилировать его можно, но это будет затратно и всегда ли оправданно?
- Требуется постоянный контроль за различными показателями работы, а также качественные показатели входящего продукта.
Как Вы уже заметили, плюсов у данного вида транспортной коммуникации гораздо больше, чем минусов, и он действительно себя оправдывает.
А вот и небольшая статистика работы трубопровода за год в России, чтобы Вы могли представить масштабы мощностей.
За 2018 год трубопроводом было транспортировано 1169,3 млн. т. грузов, из которых 48,4% газопровод и 48,0% нефтепровод, остальное - прочие грузы.
Для сравнения возьмем объем перевозки железнодорожным транспортом за 2018 год.
По железной дороге было перевезено 1291,5 млн. т. груза.
Цифры отличаются на 10%, но если посмотреть затраты на обслуживание и эксплуатацию магистралей, то сразу же станет понятно, что прибыль железки будет намного меньше.