Найти в Дзене
Народ Востока

Как немцы относились к евреям до Гитлера?

Если бы в начале 20-о века был бы задан вопрос: какая страна через несколько десятилетий попробует стереть евреев с лица земли, то вариантов было бы всего три: Россия, Польша или Франция. Первые две страны имели долгую историю антисемитизма и пoгрoмoв, а третья просто решила отвлечь собственный народ от нарастающих проблем в экономике.

С другой стороны, Германия на тот момент была одним из самых либеральных государств в Европе, а местное довольно весомое еврейское население занимало важное место в обществе и было широко представлено в промышленности, науке и экономике. О такой дикости, как черта оседлости, здесь никогда никто не слышал.

Но немецкий начштаба в Первую мировую Эрих Людендорф, в годы войны являвшийся диктатором во всем, кроме названия, пять лет через контролируемые правительством СМИ убеждал соотечественников в непобедимости германской армии. Даже в 1919-м году обывателю говорилось, что она идет от победы к победе, а когда вдруг был подписан унизительный мир, всем сообщили, что виноваты во всем евреи, которые нанесли фронту удар в спину.

-2

С этого момента отношение среднего немца к детям Сиона ухудшалось и ухудшалось, пока, наконец, в 1933-м году не пришла к власти партия НСДАП, активно использовавшая антисемитские лозунги. Но чтобы это случилось, пришлось пройти долгий путь, о котором я сейчас расскажу.

Вообще, улучшение положения немецких евреев случилось практически одномоментно в начале 19-о века, когда большая часть германских княжеств была вынуждена признать главенство Наполеона. После того, как французского императора отправили на Эльбу общими усилиями всей Европы, начался некий обратный процесс, а возбужденная агитаторами толпа даже совершила несколько нападений на еврейские гeттo. В области законодательства опять вернулись старые правила насчет запрета заниматься определенной деятельностью, повышенных налогов, невозможности совершать богослужения…

Но после европейских революций 1848-о года маятник опять качнулся в другую сторону, и все снова поменялось. В большинстве германских княжеств всякие ограничения вскоре были отменены. А когда страна объединилась, исчезли последние запреты и дискриминационные предписания, кроме, пожалуй, одного – евреям запрещалось работать в государственных органах.

-3

Но в целом, все было довольно благостно: немецкие евреи, к которым после 1880-х годов добавились беженцы из Российской империи, имели все те же самые права, что и коренные тевтонцы, могли свободно вступать с ними в браки и так же защищались судебной системой. Антисемитских кампаний в прессе тогда не было.

И евреи откликнулись на эти изменения: появился так называемый реформистский иудаизм, где были сняты множество прежних ограничений, а молитвы даже начали читаться по-немецки; немало людей вообще отказалось от своей веры; а некоторые особо талантливые личности внесли большой вклад в развитие немецкой науки, литературы, экономики. В 1914-м году евреи в едином порыве пошли на войну, в которой они искренне считали Германию обороняющейся стороной.

Да, в условиях всемирного экономического кризиса, Великой депрессии, вся страна жила довольно плохо, и недовольство толпы часто обращалось против «не титульных» наций – евреев, поляков, но все же, для еврейских граждан Веймарской республики приход к власти такого политика, как Гитлер, оказался, как гром среди ясного неба.

-4

Они знали, что простые немцы относятся к ним нормально, что государство ничуть не выделяет их из всего населения страны, а потому совсем не верили в то, что в итоге случилось. Их убеждение в благородстве и цивилизованности немцев было одной из причин отсутствия широкой эмиграции после 1933-о года.