Найти в Дзене

40. Страна возле Русских гор

Дорогие друзья!

Вы опять очень сильно удивитесь, если дочитаете эту статью до конца. Но обо всём по порядку.

10 ноября 2024 года вышел в свет первый том моей 4-х томной книги "История происхождения многонационального народа российского". Он охватывает период с момента возникновения Хомо сапиенс и до прихода предков многих россиян к берегам Финского залива примерно 5400 лет назад, когда они образовали культуру "тысяч кораблей". Книгу можно приобрести непосредственно в московском издательстве "Академический проект" (1220 руб.) или в OZON (1400 руб.). Первые 40 страниц первого тома посвящены доказательству внешнего воздействия на ДНК Хомо сапиенс примерно 88-68 тысяч лет назад, которое произошло одновременно на территории Африки и Индии.

Сегодняшнюю встречу мы с вами посвятим стране возле Русских гор. Начнём наши поиски издалека, со строк Библии. В библейских текстах есть слова о некоем Кедорлаомере. Он был царём Элама, то есть так называемой Эфиопии (Восточной).

«И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Солёное. Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились.

В четырнадцатом году пришёл Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме, и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне. И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре.

И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, с Кедорлаомером, царём Еламским, Фидалом, царём Гоимским, Амрафелом, царём Сеннаарским, Ариохом, царём Елласарским, – четыре царя против пяти.

В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы. Победители взяли всё имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Абрамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли.

И пришёл один из уцелевших и известил Абрама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Абрамовы. Абрам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска…»

Эти библейские строки рассказывают нам о том, что во времена Авраама (Абрама) некто Кедорлаомер, царь Восточной Эфиопии (см. Shush), вместе со своими подданными совершал военный поход в ту часть Эфиопии, где находилась Палестина. Затем Кедорлаомер ушёл из Эфиопии-Палестины куда-то на север от Ховы. Известно, что Хова располагалась примерно в 80 км к северу от Дамаска. Поэтому Кедорлаомер ушёл куда-то ещё дальше.

Согласно подсчётам, если исходить из родословной Иосифа, отчима Иисуса, то Авраам (Абрам) мог родиться примерно в 1575 году до н.э. Примерно тогда же мог родиться и жить Кедорлаомер. Однако надо заметить, что в Эламе никогда не было царя с таким именем. Поэтому в библейских текстах могло произойти искажение имени царя. Какое же имя носил тот царь Восточной Эфиопии, который, в конце концов, оказался к северу от Ховы?

Во времена Авраама и Кедорлаомера в Эламе правили цари из династии Эпарти. Первый царь правил с 1905 года до н.э., а самый последний закончил своё правление в 1460 году до н.э. Причём последний царь, а это был Кутир-Шилхаха, потерпел военное поражение, но не от Авраама, а от Куригамзы, правителя касситов. А вот среди тех правителей Элама, кто правил во времена Авраама и носил похожее имя, известен только Кутир-Наххунте Второй. Он же Кутирук, Кутрук, Кутикарук. Этот царь правил после 1505 года до н.э. В Ассирии его имя произносилось как Кутур или Кудур.

Последнее имя как раз очень похоже на библейское имя Кедорлаомер. Поэтому вполне возможно, что этим библейским Кедорлаомером был именно Кудур, то есть Кутир-Наххунте Второй. Время ухода Кедорлаомера-Кутира, царя Восточной Эфиопии, на север от Ховы совпадает с возникновением здесь новой державы Митанни.

-2

«Митанни (аккадское Ханигальбат, египетское Нахарина) – ранне-рабовладельческая держава 16-13 века до н.э. в Верхней Месопотамии во главе с хурритским племенем митанни…

Коренным населением являлись субарейцы… и хурриты...

Столица – Вашшукканни (Васугани, Усукани, Сикани), современное – Рас-эль-Айн, на реке Хабур (в современной Сирии, на турецкой границе)…

Митаннийская держава владела на севере – Алше (на верхнем Тигре), на западе – Северной Сирией и Кицуватной (в Малой Азии), на северо-востоке – Куммийским царством, на востоке – Аррапхой и Нузу (в бассейне реки Диалы), на севере – Уруатри (до современных Триалети и Лчашена у озера Севан)…

Большую роль в Митанни играл культ индийских (ранневедийских) богов Индры, Варуны, Митры, Насатьи и других».

(Советская историческая энциклопедия. Том 9. стр. 500-501)

На территории этой державы Митанни могли уместиться и Южная Турция, и Северная Сирия, и Северный Ирак, а на северо-востоке даже Армения.

-3

Ныне на этой территории проживают в основном ираноязычные курды. Между прочим, некоторые слова курдов до сих пор очень похожи на древнерусские: Эз – Аз (то есть Я), Чаво – Что, Спас – Спасибо и др. Налицо какой-то русский след на территории Митанни остался. А вот местные арабы и турки говорят на совершенно чужих языках.

Вместе с курдами изучаю курган на территории Митанни
Вместе с курдами изучаю курган на территории Митанни

Мало кто из читателей слышал о стране Митанни. Нет ни слова о ней в наших школьных учебниках. Не часто о ней вспоминают даже наши профессиональные историки. Однако Митанни уже должна быть интересна нам тем, что в ней большую роль играл культ выше названных древневедийских богов. Откуда же эти боги появились на территории данной державы? Может быть, её основатели имели какое-то отношение к ведам?

Кирта и Радагаст

Самым первым царём Митанни и основателем правящей династии стал некий Кирта. Возможно, это и был Кутир. Хотя имя Кирта больше похоже на название острова Крит. При этом надо помнить, что беженцы с острова Крит действительно оказали сильное влияние на культуру Митанни (см.ниже).

С другой стороны,надо заметить, что, согласно средневековой «Mater Verborum», имя Кирта носил ни кто иной, как дед бога Радегаста. Причём Кирта сравнивался и даже отождествлялся с Сатурном.

(W.G. Beyer. Die Hauptgottheiten der westwendischen Völkerschaften // Verein für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde: Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. -Bd. 37(1872). P.153-154)

Но Радегаст, это ведь бог ободритов, мекленбургских славян и венедов, первопредок лютичей и защитник городов. Он изображался воином с копьём в правой руке и щитом – в левой. На его щите была голова Вола, а на шлеме – петух с распростёртыми крыльями. Главный храм Радегаста находился в городе Ретра (Радигощ). Статуя Радегаста была выполнена из золота, а ложе – из пурпура. От Радегаста вели свой род ратари, ободриты, руяне, а также наши радимичи и вятичи.

Среди исторических персонажей похожее имя ранее носил Радагайс или Радагаст, «скиф» по происхождению (в его время Скифией называлась восточная часть Крыма), приверженец культа идолов. В 399 году н.э. он поделил королевство готов вместе с Аларихом на две части, а в 405 году во главе двухсоттысячного войска вторгся в Италию.

«Потом егда вышли готфы из Фракии, поставили царём Аларика, от породы балтиев, ему же поддадеся Радагаст, грознейший варвар во оныя времена, и с войском 200 тысящь, разорили Фракию, Паннонию, Иллирик и Норик…»

(Мавро Орбини. Историография початия имене, славы и разширения народа славянского и их царей и владетелей под многими имянами и со многими царствиями, королевствами и провинциями. М. 2010.)

Однако в горной части Тосканы в районе Флоренции армия Радагаста была окружена римлянами во главе со Стилихоном и побеждена более голодом, чем мечом. Сам Радагаст в августе 406 попал в плен вместе с сыновьями и был убит. Узнав об этом, Аларих привёл к Риму свои войска и захватил город.

(Иордан. О происхождении и деяниях гетов)

В Велесовой книге есть строки, посвящённые тому, каким именно образом «скифы» могли поделить королевство готов:

«А… биа т… тэнде свенто ребиа, едино то кнези…, иже озборша борусищита.. на… русколуни а т… то ие взенше русколуне… а… л… с… а… борусе… и измечиша иа, иде на годь од воронженца а м… к… бииа тамо десент. Еме изборниа боианув комоньсте, николи же пеша.. а тако се вържешесиа на нь, а… мо сеща биа зла, а крентка. А таиа се узуржила до вчериа по… жа… биано годь…»

(Велесова книга, дощечка II4б)

Примерный перевод такой:

И… было то, тогда свят ребя (молодец), един тот князь…, иже избрали борусичи та.. на… Русколуни, а тогда тот и взявши русколан… а… л… с… а… борусов…, и вооружил их мечами, идёт на годь (готов) от Воронежца, а м… к… было тамо десять. Имел изборных бойцов конных, николи же пеших.. А так се верглись на них, а там сеча была зла, а кратка. А та се узуржила до вечера по… жа… били годь.

Исходя из этих строк Велесовой книги, можно предположить, что Радагаст, как победитель готов, мог быть или борусичем, или русколаном. С другой стороны, имя Радагаст имеет сходство с именами таких знатных антов и славян, как Андрагаст, Ардагаст, Дабрагаст, Келагаст, Пирегаст. Поэтому Радагаст мог быть даже антом. А самый древний Ант Папий упоминался именно в Крыму. И тоже в его восточной части.

Получается, что Кирта, как предок Радагаста, теоретически мог принадлежать к тому же роду антов. Однако Кирта, основатель новой страны Митанни, жил намного веков раньше Радагаста, а именно в XVI веке до н.э. Поэтому о каком всё-таки Кирте идёт речь, неизвестно.

Однако почему тот Кирта, который был предком Радагаста, сравнивался с Сатурном? Ведь Сатурн – это очень древний бог жителей Италии. В то же время тот Кирта, который был основателем Митанни, имел сына под именем Шуттарна (на санскрите Сутарна – Хороший сын). Имя этого сына очень похоже на имя Сатурна. Так может речь идёт всё-таки об одних и тех же персонажах?

В качестве доказательства можно использовать, например, старую русскую «Сказку о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче». Именно в этой сказке упоминается некий король Картаус. Его имя очень похоже на имя Кирта. И где же правил этот Картаус?

«В некотором государстве жил король Картаус, и было у него на службе двенадцать богатырей, а самым сильным и главным из двенадцати богатырей почитался князь по имени Лазарь Лазаревич. И сколько ни старались другие богатыри, никто из них не мог на поединках победить молодого Лазаря Лазаревича. И вот исполнилось ему двадцать лет. Стали родители поговаривать:

– Приспело время сыну семьёй обзаводиться!

Да и сам Лазарь Лазаревич жениться был не прочь, только невесты выбрать никак не может: то отцу с матерью не по нраву, то жениху не люба. Так и шло время. И стал Лазарь Лазаревич проситься у родителей:

– Отпустите меня в путь-дорогу. Хочу на белый свет поглядеть, да и себя показать.

Родители перечить не стали. И вот распростился добрый молодец с отцом, с матерью и уехал из Картаусова королевства. Долго ли, коротко ли, близко ли, далёко ли путь продолжался – приехал Лазарь Лазаревич в иноземное королевство. А в том королевстве весь народ в великой тоске-печали: убиваются-плачут все от мала до велика. Спрашивает он:

– Какая у вас беда-невзгода? О чём весь народ тужит?

– Ох, добрый молодец, не знаешь ты нашего горя, – отвечают ему. – Повадился в наше королевство морской змей летать и велел каждый день по человеку ему на съедение посылать. А коли не послушаемся, грозится все наши деревни и города спалить – головнёй покатить. Вот и сегодня провожали одну девицу, отвели на морской берег, на съедение морскому чудовищу.

Богатырь не стал больше ни о чём спрашивать, пришпорил коня и поскакал на морской берег. В скором времени увидал он – сидит на берегу девица, горько плачет. Подъехал к ней Лазарь Лазаревич:

– Здравствуй, девица-душа!

Подняла девица голову, взглянула на него и промолвила:

– Уезжай-ка, добрый человек, отсюда поскорее. Выйдет сейчас из моря змей, меня съест, и тебе живому не бывать.

– Не к лицу мне, девица-красавица, от змея убегать, а вот отдохнуть охота: притомился в пути-дороге. Я вздремну, а ты, как только змей покажется, тотчас же разбуди меня.

Слез с коня, лёг на траву-мураву и уснул крепким богатырским сном. Много ли, мало прошло времени, вдруг взволновалось море, зашумело, поднялась большая волна. То змей море всколыхнул. И принялась девица будить чужеземного богатыря. А Лазарь Лазаревич спит, не пробуждается. В ту пору змей из воды вынырнул, выбрался на берег. Заплакала девица горючими слезами, и упала одна слеза бо¬гатырю на лицо. Он проснулся, увидал змея. Змей ухмыляется:

– Эко, как сегодня раздобрились: вместо одного человека двоих привели, да ещё и коня наприбавок!

– А не подавишься ли одним мной, поганое чудовище? – закричал богатырь и кинулся на змея.

Началась у них смертная схватка, кровавый бой. Долго бились-ратились. И стал Лазарь Лазаревич замечать, что притомился змей, слабеть начал. Тут богатырь изловчился, кинулся на чудовище и с такой силой ударил его булатным мечом, что напрочь отсёк змею голову. Подошёл потом к девице, а она чуть живая от страха. Окликнул её. Девица обрадовалась:

– Ой, не чаяла я живой остаться и тебя живым, невредимым увидеть! Спасибо, что избавил меня от лютой смерти, и я про¬шу тебя, добрый молодец, не знаю, как по имени звать-величать, поедем к моим родителям. Там батюшка наградит тебя!

– Награды мне никакой не надо, а к отцу-матери тебя отвезу.

Сперва девице помог сесть, а потом и сам сел на коня. Приехали в город. Отец с матерью увидели из окна дочь – глазам не верят. Выбежали встречать. Плачут и смеются от радости.

– Неужто лютый змей пощадил тебя, дитятко?! Или сегодня только отпустил ещё раз повидаться с нами, погоревать?

– Вот кто избавил меня от лихой смерти, – отвечала девица указала на Лазаря Лазаревича. – Он убил проклятого змея.

Отец с матерью не знали, как и благодарить богатыря. Под руки ввели его в белокаменные палаты, усадили за стол на самом почётном месте. На стол наставили всяких кушаньев и питья разного. Ешь, пей, чего только душа пожелает. А после хлеба-соли отец стал спрашивать:

– Скажи, храбрый рыцарь, чем отблагодарить тебя?

Опустил добрый молодец буйну голову, помолчал, потом посмотрел на родителей и на девицу-красавицу:

– Не прогневайтесь на меня за мои слова. Я есть князь из славного Картаусова королевства. Зовут меня Лазарь Лазаревич. Живу покуда холост, не женат. Ваша дочь-красавица мне по сердцу пришлась, и если люб я ей, так благословите нас под венец идти. То и была бы для меня самая большая награда.

Услышала эти речи девица, потупилась, зарделась, как маков цвет. А отец сказал:

– Ты, любезный Лазарь Лазаревич, мне по душе, по нраву пришёлся, а дочь неволить не стану и воли у неё не отнимаю. Как она сама скажет, так тому и быть. Не прими моих слов за обиду. Ну, что скажешь, дочь милая?

Пуще прежнего зарумянилась красавица и тихонько промолвила:

– Уж коль пришла пора мне своё гнездо вить, так, видно, так тому и быть. Люб мне Лазарь Лазаревич, избавитель мой.

– А невеста согласна, так мы с матерью и подавно перечить не станем, – сказал отец. – За нашим благословением дело не станет.

И в скором времени принялись весёлым пирком да за свадебку. Свадьбу сыграли, пир отпировали, а после свадьбы Лазарь Лазаревич увёз молодую жену в своё королевство. На исходе первого года родился у них сын. Назвали его Ерусланом»

(Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче. В кн. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Стр.230)

Эта старая русская сказка очень похожа на древнегреческую легенду о Персее:

«(3) Персей… двинулся в обратный путь… Прибыв в Эфиопию, где правил царь Кефей, он увидел, что дочь этого царя Андромеда выставлена на съедение морскому чудовищу. Причиной было, что Кассиопея, жена Кефея, вступила в спор о красоте с нереидами и хвалилась тем, что она красивее всех на свете. По этой-то причине и разгневались нереиды, а Посейдон, гневаясь вместе с ними, наслал на эту землю наводнение и чудовище. А бог Аммон вещал, что избавление от бедствия наступит тогда, когда дочь Кассиопеи Андромеда будет отдана на съедение чудовищу. Жители Эфиопии заставили тогда Кефея сделать это, и он привязал свою дочь к скале.

Увидев Андромеду, Персей влюбился в неё и дал обещание Кефею убить чудовище, если спасённая Андромеда будет отдана ему в жёны. Получив от Кефея клятву соблюсти это условие, Персей вступил в поединок с чудовищем, убил его и освободил Андромеду…

(5) От Андромеды у него родились сыновья: ещё до того, как он вернулся в Элладу, Перс, которого он оставил у Кефея (как говорят, от него пошёл род персидских царей)…»

(Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. Глава IV)

Сюжеты русской сказки и греческого мифа совпадают. Имена только даются разные. В нашей сказке Лазарь, а в греческом мифе – Персей. Его сын в нашей сказке носил имя Еруслан, а в греческом мифе – Перс. Однако действие происходит, скорее всего, в одно и то же время и в одном и том же месте. И где же? В Эфиопии! В какой её части? Согласно греческим преданиям, Персей освободил Андромеду в городе Иоппа (Эфиопия). Этот город ныне носит название Яффа. Он расположен не в Восточной Эфиопии у берегов Персидского залива, а в Финикии (Палестине).

-5

Согласно сведениям Нонна, Кефей был сыном Агенора.

(Нонн. Деяния Диониса II 682)

А вот Эврипид утверждал, что отцом Кефея был не Агенор, а фараон Бел, то есть Рамсес I. Этот фараон взошёл на престол в 1328 (или в 1306) году до н.э. и основал новую XIX династию.

Если исходить из сходства имён, то легендарному Кефею, правителю артеев, может соответствовать исторический Аттар-Киттах, «царь Аншана и Суз» (Восточной Эфиопии) в 1310-1300 годы до н.э. Первая часть его имени Аттар похожа на имя артеев, а вторая часть имени Киттах похожа на имя Кефей.

Отцом Аттар-Киттаха и основателем династии был Игехалки. Он правил в Восточной Эфиопии в 1350-1330 годы до н.э. Происхождение его неясно. Однако если опять привлечь греческие предания, то можно заметить, что его имя в первой своей части имеет некоторое сходство с именем Агенора (Иге-Аге). Поэтому Кефей действительно мог быть сыном Агенора (Игехалки). Согласно греческим преданиям, Агенор и Бел были братьями. Их родителями были Посейдон (то есть какой-то мореход) и Ливия, дочь фараона Эпафа.

Согласно тем же греческим преданиям, Агенор сначала удалился из Египта в Финикию, где и стал основателем великого рода. Если Персей спас Андромеду на территории древней Финикии в Иоппе (Яффе), то где-то рядом могло находиться и Картаусово царство. Царство исторического Кирты или Митанни как раз и занимало территорию по-соседству с Финикией. Также примерно совпадает и время жизни Картауса и Кирты. Поэтому, скорее всего, в русской сказке речь могла идти о царстве Кирты. В таком случае наш русский Радагаст всё же мог быть потомком того Кирты, который основал новое Картаусово царство.

В греческом мифе страна, где правил Кефей, называется Эфиопией. Поэтому вполне возможно, что она была составной частью той Большой Эфиопии, которая простиралась, как уже было отмечено ранее, от Атлантического океана до Персидского залива.

(Попов Б.И. По стопам наших праотцов от Стоунхенджа до Аркаима, Атлантиды и Восточной Эфиопии. Вестник Академии ДНК-генеалогии. Том 9. №2 2016 стр.297-298)

И эта большая Эфиопия носила имя Эфиопа, сына Вулкана, то есть сына Гефеста. Он же Папай Химерогенес, который правил страной «от Понта до Океана» (от Чёрного моря до Атлантического океана). Так что тесные связи между Восточной Эфиопией и Эфиопией-Финикией могли возникнуть не во времена Кедорлаомера-Кутира, а ещё раньше.

Русен-Росенна

Как жили потомки Кедорлаомера-Кудура-Кутира в новой стране? По мнению историков, все имена правителей Митанни были «индоарийского» происхождения.

(Всемирная история. Т.1. М., 1955)

То есть смысл их имён можно запросто понять с помощью санскрита. О правлении самого Кирты почти ничего неизвестно. Известно лишь только то, что его преемником был сын Шуттарна. Потом правили Артатама, Сауссадаттара, Шуттарна Второй, Арташуматта, Тушратта, Шаттивас, Артатама Второй, Шуттарна Третий, Шаттуара, Васашатта. Последним царём Митанни был Шаттуара Второй (Сатуара или Сатурн).

При этом цари Митанни (Картаусова царства?) поддерживали очень хорошие отношения с фараонами Египта и в письмах всегда называли друг друга братьями. Так оно фактически и было, если вспомнить греческие предания про Бела и Агенора. Цари и фараоны часто отдавали своих дочерей друг другу в жёны.

Так у Артатамы женой была Менви, дочь Тутмоса Третьего. Их дочь Тадухиппа стала женой фараона Аменхотепа Третьего, а дочь Мутемвия – женой фараона Тутмоса Четвёртого. Гилухипа, дочь Шуттарны Второго, стала женой фараона Аменхотепа Третьего. Женой Тушратты была Пихи, дочь фараона Тутмоса Четвёртого. Их дочь Кийа стала женой Аменхотепа Четвёртого.

Все эти многолетние брачные узы свидетельствуют об очень близких родственных связях царей Митанни с фараонами Египта. Точно такие же близкие родственные связи с фараонами были и у предков царей Митанни, когда они жили в Восточной Эфиопии. Об этом речь уже шла во второй части истории наших праотцов.

(Попов Б.И. По стопам наших праотцов от Стоунхенджа до Аркаима, Атлантиды и Восточной Эфиопии. Вестник Академии ДНК-генеалогии. Том 9. №2 2016 стр. 258-328)

Несмотря на родственные связи, фараоны Египта иногда воевали с Митанни. Об этом свидетельствуют, например, строки, написанные во времена Тутмоса Третьего:

«1. Я пришёл! Я дал тебе силу сразить принцев Тага. Я бросил их к твоим ногам, марширующим через их земли. Я заставил их созерцать твоё Величие подобного Богу Света, сияющего в их лицах, даже в моём собственном образе!

2. Я пришёл! Я дал тебе силу сразить народы Азии. Ты обратил в плен правителей Росенну. Я заставил их созерцать твоё Величие в великолепии твоих боевых доспехов, владея твоим оружием и сражаясь на твоей боевой колеснице.

3. Я пришёл! Я дал тебе силу сразить народ дальнего Востока! Ты пересёк провинции Земли Богов. Я заставил их созерцать тебя подобного Утренней Звезде, излучающей сияние и поток росы!

4. Я пришёл! Я дал тебе силу сразить народы Запада! Финикия и Кипр говорят о тебе с ужасом. Я заставил их созерцать твоё Величие даже как молодого Быка, смелого сердцем, рогатого, и непобедимого!

5. Я пришёл! Я дал тебе силу сразить жителей в гаванях побережья! Берега Матена дрожат от тебя. Я заставил их созерцать твоё Величие даже как Крокодила, Господина Страха воды, кого в одиночку лучше не встречать.

6. Я пришёл! Я дал тебе силу сразить тех, кто живёт на своих островах! Те, кто живёт в великих глубинах слышат твои боевые кличи и дрожат. Я заставил их созерцать твоё Величие как мстителя, который садится верхом на спину своей жертвы.

7. Я пришёл! Я дал тебе силу сразить народ Ливии! Острова Данаев зависят от твоей воли. Я заставил их созерцать твоё Величие как разъярённого Льва, согнувшегося над их трупами и преследующего в их долинах.

8. Я пришёл! Я дал тебе силу сразить тех, кто за пределами моря! Потоки великих вод в твоих объятиях. Я заставил их созерцать твоё Величие как Ястреб, который парит на высоте, наблюдая все предметы в своё удовольствие.

9. Я пришёл! Я дал тебе силу сразить племена болот, и пленить Херушу, господина песков пустыни. Я заставил их созерцать твоё Величие как Шакала юга, господина скорости, кто рыщет по степям верхней и нижней страны.

10. Я пришёл! Я дал тебе силу сразить народы Нубии, даже до варваров Пата! Я заставил их созерцать твоё Величие подобно твоим двум братьям, Гору и Сету, чьи руки я объединил, чтобы дать тебе силу и мощь».

(Тутмос III. Песня победы. В кн. Амелия Эдвардс. Pharaohs Fellahs and Explorers. Глава 6. Стр. 200-201)

Здесь упоминаются принцы Тага, но Таг был культурным героем у пеласгов. Матена – это, скорее всего, и есть Митанни. Сегодня название Матена, что интересно, носит славянское село в Словении.

Следует обратить внимание и на то, что кроме Матены в египетском тексте упоминается и страна Росенну, расположенная в «Азии», то есть где-то к северу от Египта. Эта же страна (Русен) упоминалась и в походах Тутмоса Третьего:

В 23-м году (1458 до н.э. – Б.П.): 1-й поход Тутмоса Третьего против земли Русен.

В 24-28 годы: 2-й, 3-й, и 4-й походы против земли Русен.

В 29-м году 5-й поход против земли Русен.

В 30-м году: 6-й поход против земли Русен.

В 31-м году: 7-й поход против земли Русен.

В 32-м году: 8-й поход в землю Русен.

В 34-м году: 9-й поход против земли Русен.

В 39-м году: 14-й поход в землю Русен.

В 40-м году: 15-й поход против земли Русен.

(Г. Бругш. Всё о Египте. Стр. 272-277)

По сведениям историков, страна Русен объединяла тогда Сирию и Палестину. С другой стороны, если внимательно посмотреть на географическую карту Сирии, то на ней можно найти горы Рус (Русские горы). Они расположены на самом севере страны недалеко от турецкой границы как раз в том месте, где когда-то находилась столица Митанни (ныне Рас-эль-Айн). Поэтому получается, что земля Русен во времена Тутмоса могла располагаться как раз на территории Митанни. Следовательно, Митанни и Русен – это одна и та же страна!

Эта страна была многонациональной. Митанни – это имя лишь одного из племён. Тогда Русен – это, возможно, имя другого племени. Вполне возможно, что это было племя наших праотцов. В этом племени мог родиться и выше названный Еруслан, герой старой русской сказки. Не зря ведь его имя очень похоже на название страны Русен. Кроме того, и имя Кирты, основателя этой страны, тоже очень похоже на имя сказочного Картауса. Видно не все эти совпадения далеко не случайны!

«Рос Еруслан не по дням, а по часам... А сила у него была непомерная, и он по молодости да несмышлености шутил с боярскими детьми шутки нехорошие: схватит кого за руку – рука прочь, кого за ногу схватит – ногу оторвёт. Пришли бояре к королю Картаусу, жалуются:

– Мы в великой обиде. Сын Лазаря Лазаревича губит, калечит наших детей. В играх удержу не знает, кому руку, кому ногу оторвал. Осуши наши слёзы, государь! Прикажи Еруслана Лазаревича в темницу посадить, либо пусть он уедет из нашего королевства.

Приказал король Картаус позвать Лазаря Лазаревича и сказал ему:

– Приходили ко мне бояре, на твоего Еруслана жаловались. Обижает он, калечит боярских детей. И я тебе велю: либо заключи своего сына в темницу, либо отправь прочь из нашего королевства.

Выслушал Лазарь Лазаревич королевский приказ, опустил буйну голову ниже могучих плеч и пошёл домой в большой печали.

– Что это, Лазарь Лазаревич, ты такой кручинный? – встретила его жена. – Или какая беда-невзгода приключилась?

Рассказал Лазарь Лазаревич про королевский приказ и промолвил:

– Это ли не беда-невзгода?

Горько жена заплакала. А Еруслан Лазаревич весь разговор слышал, подошёл к родителям, учтиво поклонился и говорит:

– Не гневайтесь на меня, батюшка и матушка, злого умысла я не держал, когда играл с боярскими детьми, а вашей вины в том нету. И коли король Картаус приказал мне уехать из королевства, так, видно, так тому и быть…

Оседлал Еруслан Ороша Вещего, надел на себя доспехи ратные…

Ехал Еруслан Лазаревич день ли, два ли и выехал на широкое поле. Смотрит: что такое? Все поле усеяно мёртвыми телами. Лежит на том поле рать-сила побитая. Громко вскричал Еруслан Лазаревич:

– Есть ли жив хоть один человек?

Отозвался голос:

– Только я один и остался жив из всего нашего войска!

Подъехал Еруслан и спрашивает:

– Скажи, кто побил, повоевал ваше войско?

– Иван, русский богатырь, – отвечает раненый воин.

– А где теперь Иван, русский богатырь?

– Поезжай на полдень, может, его и настигнешь. Он уехал биться с другим нашим войском.

Еруслан Лазаревич повернул коня и поехал. Ехал долго ли, коротко ли и выехал на большое поле — широкое раздолье. И на этом поле лежит побитая рать-сила. Снова богатырь крикнул громким голосом:

– Коли есть тут кто живой, откликнись!

Приподнялся один человек:

– Чего тебе надо, витязь? Я только один жив и остался из всего нашего войска.

– Чья это побитая рать и кто вас повоевал?

– Лежит тут войско Феодула Змеулановича. А побил-повоевал нас Иван, русский богатырь.

– А где он сейчас, Иван, русский богатырь?

– Да вот видишь поскоки коня богатырского: целые холмы земли из-под копыт мечет. Держись этой ископыти и, коли конь у тебя резвый, настигнешь его.

Поблагодарил Еруслан Лазаревич воина и поехал вокруг поля в ту сторону, куда вела ископыть. Ехал он и день, и два с утренней зари до вечерней и на третий день увидал на зелёном лугу шатер белополотняный. Возле шатра богатырский конь пшеницу ест.

Еруслан Лазаревич расседлал, разнуздал своего коня и пустил на волю. Орош Вещий тотчас подошёл к пшенице и тоже принялся есть. Вошёл Еруслан Лазаревич в шатёр и видит: спит в шатре крепким сном Иван, русский богатырь. Ухватился было Еруслан за меч, да подумал: «Нет, не честь мне, а бесчестье на сонного руку подымать, а вот самому с дороги отдохнуть надобно». Подумал так и сам повалился спать. Первым проснулся Иван, русский богатырь. Проснулся и увидел незваного гостя. Стал его будить:

– Встань, проснись, пробудись, добрый молодец!

Еруслан Лазаревич поднялся, а Иван, русский богатырь, говорит:

– Хоть и лёг ты спать у меня в шатре незваный, непрошеный, да ведь постоя с собой не возят. По нашему русскому обычаю, коли гость гостит да не пакостит, такому гостю – всегда честь и место. А ты, как видно, худых мыслей не держишь. Садись со мной хлеба-соли отведать да рассказывай, кто ты есть таков? Чьих родов, каких городов, как звать-величать тебя?

– Я из славного королевства Картаусова. Зовут меня Еруслан Лазаревич. О тебе, Иван, русский богатырь, слышал много, и захотелось с тобой свидеться. Гнал по твоему следу много дней, видал побитые тобой рати Феодула Змеулановича. Мнил я себя самым сильным богатырём, а теперь и без поединка вижу – ты сильнее меня. Будь мне названым старшим братом!

Побратались Иван, русский богатырь, и Еруслан Лазаревич, выпили по чарке зелена вина, поели дорожных припасов и стали беседу продолжать…

…в славном Индийском царстве стоит на заставе тридцать лет богатырь Ивашка Белая епанча, Сарацинская шапка. Говорят, он богатырь из богатырей…

Ехал Еруслан долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли, стал подъезжать к славному Индийскому царству. Смотрит: впереди застава, а возле заставы спит-лежит богатырь. «По всему видать, это и есть богатырь Ивашка Белая епанча, Сарацинская шапка», – подумал Еруслан Лазаревич. Подъехал совсем близко, а богатырь и ухом не ведёт, спит, похрапывает. Перегнулся Еруслан с седла и крепко стегнул его ремённой плетью:

– Этак ли на заставе стоят, царство охраняют? Тут кто хочешь пройдёт, проедет, а ты спишь, прохлаждаешься!

Ивашка Белая епанча, Сарацинская шапка вскочил на ноги и сердито закричал:

– Кто ты есть таков? – За палицу схватился. – Мимо меня вот уже скоро тридцать лет тому, как зверь не прорыскивал, птица не пролетела и ни один человек не проезжал! А ты вздумал со мной шутить шутки нехорошие, плетью бить осмелился! Я ведь тебя на ладонь положу, а другой прихлопну, и останется от тебя мокрое место! Поедем-ка в поле, я тебя проучу!

Оседлал коня, надел доспехи, и поехали они в чистое поле в смертную игру играть, силой мериться. И только первый раз съехались, как ударил Еруслан Лазаревич противника тупым концом копья, сразу и вышиб из седла. А Орош Вещий ступил ногой на грудь. По-иному заговорил Ивашка Белая епанча, Сарацинская шапка:

– Не предавай меня смерти, славный могучий богатырь! Сам теперь вижу: сила у меня против твоей половинная и того меньше. Да и годы мои уходят, а ты ещё только матереть начинаешь. Давай лучше побратаемся. Будь ты мне старшим братом названым!

– В смерти твоей мне корысти нету, – отвечал Еруслан Лазаревич, – ну, а славу про тебя напрасно распустили. Богатырь ты не ражий. Вставай!

И отвёл прочь Ороша Вещего. Поднялся Ивашка Белая епанча, Сарацинская шапка, поклонился названому брату в пояс и сказал:

– Заезжай-ка в славное Индийское царство! Для тебя путь туда открытый. Погости у нашего царя!

Еруслан Лазаревич повернул коня, поехал прямо в стольный город и в скором времени въехал на царский двор. Расседлал, разнуздал Ороша Вещего, привязал у столба точёного за золочёное кольцо. Царь сидел у окошка и увидал, как приехал во двор чужестранный витязь. Вышел на резное крыльцо, встретил богатыря приветливо, ласково и повёл речь так:

– Добро пожаловать, любезный гость, не взыщи, не знаю, как тебя звать-величать! Чьих будешь родов, из какого государства?

Богатырь учтиво поздоровался и ответил:

– Я из славного Картаусова королевства, сын князя Лазаря Лазаревича, а зовут меня Еруслан Лазаревич».

(Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче. В кн. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Стр.233-236, 238, 241-242)

Конечно, сказка – это не подлинный исторический документ, а устный народный фольклёр, где может быть много надуманного и деформированного временем. Но основная суть сказки всё-таки смогла удивительным образом сохранить в себе историческую основу, связывающую между собой различные исторические эпохи: страну Русен с Русью и даже c Кушанским царством, где несколько веков жили предки славян (см. наши встречи 16 и 17).

Некоторые цари Митанни-Русен-Росенну имели хорошие отношения с царями Хеттского царства. Например, Шаттивас взял в жёны дочь царя Суипилулиумаса.

Здесь можно вспомнить о том, что Папайос Химерогенес, отец Эфиопа, как раз и воевал на территории Страны Хеттов ещё в XVIII веке до н.э. Он пытался защитить эту страну от нашествия армян. Следовательно, родственные узы предков царей Митанни могли возникнуть где-то на несколько веков раньше, может даже с тех времён, когда возникла некая страна Рысиюния, упоминаемая ещё на Фестском диске, найденном наострове Крит, и очень похожая своим названием на страну Русен.

(Попов Б.И. По стопам наших праотцов от Стоунхенджа до Аркаима, Атлантиды и Восточной Эфиопии. Вестник Академии ДНК-генеалогии. Том 9. №2 2016 стр. 101)

-6

После Девкалионова бедствия (в 1470 году до н.э.) некоторые рысичи с острова Крит могли оказаться на территории Митанни и дать новой стране своё название, то есть Русен.

Историки действительно отмечают тесную связь культуры Митанни с культурой Крита:

«Сирийское (митаннийское – Б.П.) общество унаследовало от минойцев (жителей острова Крит – Б.П.) алфавит, а также вкус к дальним морским путешествиям…

Тот факт, что обнаруживается родство сирийского общества с минойским, представляется несколько удивительнным. Скорее следовало бы ожидать, что универсальным государством у истоков сирийского общества была не талассократия Миноса, а Новое царство Египта и иудейский монотеизм был возрождением монотеизма Эхнатона.

Однако свидетельства не подтверждают такой зависимости. Не существует также данных, которые подтверждали бы сыновнее родство сирийского общества обществу империи Хатти. Наконец, нет никаких свидетельств, которые указывали бы на родство сирийского общества с более ранней империей шумеров и аккадцев. Культура общества, для которого эта империя была универсальным государством, оставила глубокий след в истории стран и народов, входивших в неё.

В течение семи веков после смерти Хаммурапи аккадский язык продолжал оставаться lingua franca торговли и дипломатии во всей Юго-Западной Азии. След этой культуры был одинаково глубоким и в Сирии, и в Ираке. В манерах и обычаях сирийского народа он прослеживался с XVI – до XIII века до н.э., если верить древнеегипетским источникам.

Однако в ходе дальнейшего исторического развития этот след не воспроизводился. Когда тьма, охватившая историю Сирии после миграции 1200-1190 гг. до н.э., стала рассеиваться, исчез и след старой культуры. Клинопись стала вытесняться алфавитом, и позже о ней не вспоминали. Минойское (критское – Б.П.) влияние оказалось сильнее».

(А.Дж.Тойнби. Постижение истории. Минойское общество. Стр.63)

Поэтому в формировании страны Митанни могли участвовать не только бывшие жители Восточной Эфиопии, но и бывшие жители «счастливого», по определению Плиния Старшего, острова Крит. И те, и другие представляли собой части Большой Эфиопии, растянувшейся тогда от Атлантики до Индийского океана.

Отдельные цари Митанни, например Шуттарна Третий, имели союзные отношения с Ассирией. Последний царь Шаттуара Второй в союзе с хеттами и племенем ахламу (эламитами) воевал против Салманасара Первого (1263-1234 годы до н.э.), правителя Ассирии, но потерпел тяжёлое поражение. После этого страна Митанни прекратила своё существование. Сам Шаттуара и его потомки могли бежать к своим союзникам хеттам или ещё дальше, например, в Италию.

Дело в том, что имя Шаттуары (Сатуары) ещё более похоже на имя Сатурна. А ведь

«Сатурн, один из древнейших римских богов, бог золотого века, один из первых царей Лация. Бежал от Юпитера в Италию, где был принят правителем Янусом. Сатурн научил своих новых подданных земледелию, виноградарству, цивилизованной жизни. Вся страна стала называться Страной Сатурна».

(Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2. Стр. 417)

С другой стороны, Сатурн в Италии назывался бывшим правителем некой страны Эперды. Где она располагалась, неизвестно, но её название очень похоже на название правящей династии Эпарти в Восточной Эфиопии (в Эламе, а точнее - в тогдашнем Аване. Может именно в Аване и жил Иван, тот самый сказочный русский богатырь). Представители этой династии Эпарти правили и в Митанни.

Также и имя Юпитера, от которого бежал Сатурн в Италию, тоже очень похоже на имя Эпарти. Поэтому вполне возможно, что Сатурн мог принадлежать к этой же династии, мог быть последним правителем Митанни, а после поражения в войне против Ассирии мог бежать именно в Италию.

В базе данных Family Tree DNA среди представителей молекулярной семьи Z280 можно найти нынешних жителей Армении и Италии (kit 180792, 119216). Если с помощью сайта www.semargl.me построить генеалогическое (филогенетическое) древо этой семьи, то у нас может получиться следующий результат.

Генеалогическое древо семьи Z280
Генеалогическое древо семьи Z280

На этом древе видно, что общий предок выше названных жителей Армении и Италии мог жить примерно 3231 год назад или в 1231 году до н.э.

(Полученные на генеалогических древах даты можно было бы округлять, но чтобы не путать читателя, сохраняю их значение в том виде, которое даёт вычислительная программа. В качестве сегодняшней даты принимаю 2016 год, а не 2000.)

В это время как раз и прекратила своё существование страна Митанни. Если от этого общего предка вдруг пошли ветви, ведущие в это же самое время из Армении в Италию, то, значит, потомками этого общего предка могли быть какие-то беженцы из страны, расположенной на территории Армении. Митанни могла быть такой страной. Тем самым генетика подтверждает итальянское предание о прибытии Сатурна (Шаттуары) в Италию из страны Эперды (Эпарти-Юпитера).

С другой стороны, на том же древе видно, что от того же жителя Италии одна из линий ведёт в Россию (kit 279708). Причём эта линия могла образоваться не позднее, чем 2189 лет назад или в 173 году до н.э. Возможно, даже чуть-чуть раньше. Этот факт можно истолковать как тогдашний исход из Италии в Россию некоторых потомков Сатурна. Скорее всего, это могли быть некоторые этруски (см. наши встречи 9, 10, 11 и 12).

В той же базе данных Family Tree DNA среди представителей молекулярной семьи Z282 можно найти нынешних жителей Турции и Италии (kit 214352, 178708). Если с помощью сайта www.semargl.me построить генеалогическое древо этой семьи, то у нас может получиться следующий результат.

Генеалогическое древо семьи Z282
Генеалогическое древо семьи Z282

На этом древе видно, что общий предок выше названных жителей Турции и Италии мог жить примерно 3700 лет назад или в 1700 году до н.э. При этом итальянская линия могла появиться не позднее, чем 3023 года назад или в 1023 году до н.э. Скорее всего, раньше. Эти факты можно опять же истолковывать, как исход некоторых бывших жителей страны Митанни в Италию.

Своим существованием выше упомянутые жители Армении, Турции и Италии и время жизни их общих предков могут подтвердить, что некоторые сородичи русов в те далёкие времена могли находиться в Митанни. Среди них могли быть и предки Радагаста. Поэтому допустить, что одним из этих предков мог быть, например, сам Кирта, как это утверждается в «Mater Verborum», вполне возможно.

Урарту или Наири

Но не все бывшие жители Митанни-Русен-Росенны или Картаусова царства могли бежать в Италию, а оттуда в Россию. Некоторые остались на прежнем месте. В эти же годы появляется самое первое упоминание страны Уруатри (Урарту), которая ранее как раз и входила в состав Митанни:

«…в начале моего первосвященства возмутились против меня Уруатри; воздел я (Салманасар или Шульману-ашареду, 1274-1244 гг. до н.э. – Б.П.) руки к Ашшуру и великим богам, моим владыкам, устроил сбор моих войск. К хребтам гор их могучих я поднялся. Химме, Уаткун, Баргун, Салуа, Халила, Луха, Нилипахри и Зингун - 8 стран и их ополчения я победил, 51 их поселение я разрушил, сжёг, похитил их полон, их имущество; всех Уруатри я склонил к ногам Ашура, моего владыки, в три дня; я отобрал их потомство, захватил и забрал для службы и для работы; тяжкую подать гор я наложил на них навеки».

(Вестник древней истории. 1951. № 2. стр. 266-267)

Позднее во времена ассирийского царя Тиглатпаласара Первого (1115-1076 годы до н.э.) в крепости Урартинаш правил царь Шадиантеру, сын Хаттухи. Имя этого царя имеет некоторое сходство с именем Шаттуары, а имя его отца – с именем Хаттусилис, династийным именем правителей Хеттского царства. Поэтому можно предположить, что, когда на территории бывшей Митанни возникла новая страна Урарту, то правители этой страны могли быть потомками царей Митанни и Хеттского царства.

-9

На севере Ирака есть город, который до сих пор носит название Рус. И опять возникает вопрос: почему этот город носит такое название? Ведь это я, например, рус или русский и по паспорту, и по происхождению, а вовсе не какой-то нынешний житель этого города в Ираке.

Что же происходило на иракской земле, на территории вокруг города Рус после исчезновения страны Митанни? Ещё со школьной скамьи мы все должны помнить о том, что здесь в те века существовала страна под названием Урарту. Но эта страна одновременно имела также и другие названия, а именно: Биайни и Наири. Хотел бы обратить внимание моего читателя именно на последнее название. Его и буду повторять в дальнейшем. Дело в том, что ещё наш древний летописец Нестор писал, что

«…бысть язык славенеск, от племени Афетова, нарицаеми норцы, яже суть славяне, иже живяху близь Сирии и в Пафлагонии».

(Летосказание Нестора, черноризца Феодосиева монастыря Печерскаго, от чего начало Руские земли и кто в ней начал первое владеть. В кн. В.Н.Татищева. История Российская. Т.I-VI. М., 1995-1996. Т.2, Славяне от Афета)

Этими своими словами наш Нестор утверждал о том, что когда-то предки славян жили возле Сирии, и этих предков Нестор называл норцами. Если они были норцами, то, значит, страна их могла носить название похожее на слово НОР. Но страны с точно таким же названием возле Сирии никогда не было. Зато вот была страна Наири. Так может Нестор имел в виду бывших жителей именно этой страны, то есть наирцев? Ведь они как раз и жили близ Сирии.

Чтобы получить ответ на этот вопрос, попробуем мысленно преодолеть разделяющие нас расстояния и века, чтобы попасть в тогдашнюю страну Урарту-Наири. Здесь сохранились глиняные таблички и даже камни с древними надписями. Вот одна из таких надписей:

«с моими двумя конями и моим возничим, моими руками завоевал я царство Урарту».

(Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). М. 1959. Стр. 87)

Кто же оставил эту надпись в искомое время?

Эта надпись была нанесена на статую царя, который вступил на престол примерно в 730 году до н.э. И как же звали этого царя? Он носил имя Руса! Удивительно, не правда ли! Причём это был самый первый царь Наири с таким именем. Своё имя он получил, наверное, от своей матери Расоны. Возможно, она была дочерью Расона, царя соседней Сирии, упоминаемого в Ветхом завете:

«11…И воздвиг Элохим против Соломона ещё противника, Расона, сына Елиады, который убежал от государя своего Адраазара, царя Сувского, и, собрав около себя людей, сделался начальником шайки, после того, как Давид разбил Адраазара; и пошли они в Дамаск, и водворились там, и владычествовали в Дамаске. И был он противником Израиля во все дни Соломона. Кроме зла, причинённого Адером, он всегда вредил Израилю и сделался царём Сирии».

(Третья книга Царств. Глава 11. Строки 23-25)

Имя этого царя и его дочери Расоны очень похоже на название былой страны Русен-Росенну, упоминаемой прежде египтянами. Так что преемственность имён от этой страны до Руса налицо. Вот ещё надписи на глиняных табличках тех времён, найденных современными археологами, которых летописец Нестор и в глаза не видел.

В 722 году до н.э. Руса напал на Ассирию:

«Руса, сын Сардури, говорит: «Урзана, царь города Ардини, явился передо мной. Взял я на себя заботу о пропитании всего его войска. По причине этой милости богам по велению бога Халди я воздвиг часовни на высокой дороге, для благоденствия Руса. Урзана я поставил правителем области, посадил я в городе Ардини.

В том же году я, Руса, сын Сардури, пришёл в город Ардини. Урзана на высокий трон своих предков – царей посадил меня... Урзана перед богами в храме богов передо мной совершал жертвоприношения. В то время богу Халди, владыке, храм, жилище его божества, в воротах я построил. Урзана предоставил вспомогательные войска.., боевые колесницы, какие имелись;

я повёл вспомогательные войска по велению бога Халди я, Руса, пошёл к горам Ассирии. Устроил я резню. Вслед за этим Урзана я взял под руку, я позаботился о нём.., посадил я его на его место владыки, для царствования. Народ в городе Ардини присутствовал;

сделанные мною пожертвования целиком я отдал городу Ардини; праздник для жителей города Ардини я устроил. Тогда в мою страну я возвратился.

Я, Руса, слуга бога Халди, верный пастырь народа, мощью Халди силой войска, не боялся сражения. Бог Халди дал мне силу, власть, радость в продолжение всей моей жизни. Страной Биайнили я управлял, вражескую страну притеснил. Дали мне боги долгие дни радости кроме радостных дней... Вслед за этим... мир был водворён. Кто (эту надпись) уничтожит, кто разобьёт, совершит такие, пусть уничтожат боги Халди, Тейшеба, Шивини, боги его семя его имя».

(Урартские клинообразные надписи № 264)

Другая табличка, упоминающая Русу, сына Сардури и Расоны:

«Могуществом бога Халди Руса, сын Сардури, говорит: «Царя страны Уеликухи я победил, в раба я превратил, из страны я удалил, наместника там я поставил. Ворота бога Халди величественную крепость я построил, установил имя – «Город бога Халди»; для могущества страны Биайнили, для усмирения вражеской страны. Руса, сын Сардури, царь могущественный, который страной Биайнили управлял».

(Урартские клинообразные надписи № 265)

Ещё одна табличка:

«По господнему могуществу бога Халди Руса, сын Сардури, говорит: «Я эти страны за один поход захватил поработил: страны Адахуни, Уеликухи, Луерухи, Аркукини, четырёх царей с этой стороны озера, страны: Гуркумеля, Шанатуаинн, Териуишаини, Ришуаини, [ ]зуаини, Ариаини, Замани, Иркиматарни, Элаини, Эриелтуаини, Аидаманиуни, Гуриаини, Алзирани, Пируаини, Шилаини, Уидуаини, Атезаини, Эриаини, Азамерунини, 19 царей с той стороны озера в горах высоких;

всего 23 царя за один год – всех я захватил, мужчин, женщин угнал я в страну Биайнили. Пришёл я в год дани, построил эти крепости, этой стране величественную крепость бога Тейшеба я построил, установил имя – «Город бога Тейшеба»; для могущества страны Биайнили для усмирения вражеских стран. Руса говорит: кто эту надпись уничтожит ...»

(Урартские клинообразные надписи № 266)

А следующая надпись была вырублена на территории Армении уже на скале под старой крепостью, расположенной между селениями Цовинар и Алучалу к югу от озера Севан:

«Могуществом Халди, владыки, Руса, сын Сардури говорит: я эти страны в один поход подчинил (?), рабами полонил (?) страны Адахуни, Уеликухи, Луерухи, Аркукини; четырёх царей с этой стороны озера, а также страны Гуркумели, Шанатуаини, Териуишаини, Ришуаини ...зуаини, Ариаини, Замани, Иркиматарни, Елаини, Ериелтуани, Аидамниуни, Гуриаини, Алзирани, Пируаини, Шилаини, Уидуаини, Атазааини, Ери...аини, Азамерунини;

девятнадцать царей с той стороны озера в горах высоких. Всего двадцать три царя в один год я захватил, мужчин и женщин в Биайни увёл. Во второй год я пришёл, построил эти крепости... области... покорил. Эту крепость мощную построил, установил имя – город Тейшебы для могущества страны Биайни и на устрашение вражеских стран».

(Урартские клинообразные надписи № 286)

В 714 году до н.э. в Наири вторглось ассирийское войско во главе с Саргоном и нанесло тяжёлое поражение:

«…услышав, Руса поник на землю, разодрал свои одежды, опустил свои руки, сорвал свою головную повязку, распустил свои волосы, прижал обе руки к сердцу, повалился на брюхо; его сердце остановилось, его печень горела, в устах его были горестные вопли. Во всём Урарту до пределов его я (Саргон Второй – Б.П.) распространил рыдания, плач на вечные времена я устроил в Наири.

…Руса, правитель Уруатри, услыхал, что Мусасир разрушен, его бог Халди увезён, то собственной рукой, железным кинжалом своего пояса лишил себя жизни».

(Луврская табличка № AO5372)

Вот какой человек правил тогда в Наири. После первого Русы царём был и Руса второй, сын Аргишти. Он правил сорок лет в 685-645 годы до н.э.:

«...Эти деяния... город бога Халди страны Зиукуни. Руса... сын Аргишти, говорит: «Я угнал женщин из вражеской страны... народ стран Мушкини, Хате, Халиту... этой крепости, а также городам, которые эту... к этой крепости я присоединил. Пусть никогда... пусть чему-нибудь из этих предметов не...» Руса, сын Аргишти, говорит: «Бог Халди даровал мне... Для бога Халди я эти деяния. …Величием бога Халди Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь... царь страны Биайнили, царь стран, правитель».

(Урартские клинообразные надписи № 278)

«Богу Халди, владыке, этот храм Руса, сын Аргишти, построил. Могуществом бога Халди Руса, сын Аргишти, говорит: «Скала была крутая, ничего не было там построено. Как бог Халди приказал, я построил, установил имя – «Руса город малый». Руса, сын Аргишти, говорит: «Кто эту надпись уничтожит, кто разобьёт, кто сломает, пусть уничтожат боги Халди, Тейшеба, Шивини, боги, и да не будет даже имени под солнцем. Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь стран, царь страны Биайнили, царь царей, правитель Тушпа-города».

(Урартские клинообразные надписи № 280)

Скорее всего, именно так и возник нынешний город Русна севере Ирака.

«Богу Халди, своему владыке, эту надпись Руса, сын Аргишти, воздвиг. Могуществом бога Халди Руса, сын Аргишти, говорит:

«Земля долины Куарлини была необработанной, ничего там не было. Как мне бог Халди приказал, так я этот виноградник разбил, повелел я там устроить поля с посевами, фруктовые сады, приступил я там к устройству города.

Канал из реки Илдаруниа я провёл; Умешини – имя его. Когда кто-нибудь заставит канал оросить что-нибудь в этой долине царя Руса, козлёнок пусть будет зарезан для бога Халди, овца – пусть будет принесена в жертву богу Халди, овца – богу Тейшеба, овца – богу Шивини. šeḫadie бог aniqu. Что-нибудь, когда вода ešia ṣiuli, козлёнок пусть будет зарезан для бога Халди, овца пусть будет принесена в жертву богу Халди, овца – богу Тейшеба, овца – богу Шивини, šeḫadi бог aniqu. Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь вселенной, царь страны Биаинили, царь царей, правитель Тушпа-города».

Руса, сын Аргишти, говорит: «Кто эту надпись уничтожит, кто её разобьет, кто со своего места выбросит, кто в землю зароет, кто в воду бросит, кто другой скажет «я всё это совершил», кто моё имя на ней уничтожит и своё имя поставит, будь он житель страны Биайнили или житель вражеской страны, пусть боги Халди, Тейшеба, Шивини, все боги не оставят на земле ни его имени, ни его семьи, ни его потомства»;

«Богу Халди, владыке своему, этот храм Руса, сын Аргишти, построил, а также ворота бога Халди величественные города Тейшебаини... он воздвиг, посвятил богу Халди».

(Урартские клинообразные надписи № 281)

После Русы второго царём был и Руса третий, сын Эримена. Он правил в 605-590 годы до н.э.:

«Руса, сын Эримена, это зернохранилище устроил. 1432 капи там».

(Урартские клинообразные надписи № 288)

«Богу Халди, своему владыке, этот щит Руса, сын Эримена, посвятил ради жизни. Величием бога Халди Руса, царь могущественный, правитель Тушпа-города».

(Урартские клинообразные надписи № 292)

После этого царя примерно в 590-586 годы до н.э. правил ещё один Руса, уже четвёртый, это был Руса сын Русы. В память о нём сохранилась только одна булла на глиняной табличке с надписью «Руса сын Русы».

Эта булла была найдена под грудой развалин крепости Тейшебаини. Страна Наири была полностью захвачена тогда мидийцами.

Куда же могли направить свои стопы наши общие предки после страшного поражения и разрушения своей главной крепости?

Велесий и Рассис

В то время в Бабилоне (Бабы лоно) правил царь Набсур, то есть Навуходоносор.

«НАВУХОДОНОСОР II, Набукудурриусур II, – царь Вавилонии [604-562 до н.э.]. Сын Набопаласара. Ещё в 605 командовал армией в битве при Кархемише, затем подчинил Сирию, Финикию и Палестину. При Навуходоносоре были проведены большие строительные работы: расширена и реконструирована ирригационная сеть, велось дорожное строительство, возведены роскошные дворцы и храмы; согласно античной традиции, Навуходоносор создал знаменитые «висячие сады Семирамиды»; на границе с Мидией возведены мощные оборонительные сооружения, позволявшие превратить г. Вавилон в неприступную крепость. Навуходоносор дважды (в 597 и 586) захватывал Иерусалим и переселил значительную часть его жителей в Вавилонию. При Навуходоносоре ряд крупных городов управлялся советом старейшин во главе со жрецом. Клинописные источники рисуют картину полной зависимости Навуходоносора от жреческой корпорации».

(Советская историческая энциклопедия. Т.9. Стр.869)

Имя Набукудурриусура раскладывается следующим образом: Набу – Небесный; Кудур – имя, совпадающее с именем того Кудура - Кедорлаомера, который на несколько веков раньше правил в Восточной Эфиопии, а потом оказался в Эфиопии-Палестине; Риусур – имя рода. И опять имя этого рода нам что-то интересное напоминает.

Архонтом Бабилона был тогда некто Белесий или Велесий:

«Когда над ассириями царствовал Сарданапал, мидиец Арбак, узнав о нравах, и образе жизни царя, подумал и решил, что власть над Ассирией принадлежит такому человеку только потому, что не находится более достойного мужа. А мидийское племя считалось самим храбрым после ассириев. Этот Арбак был близок с Белесием, архонтом Вавилона, потому что тот стоял по соседству с ним перед воротами дворца. Белесий был родом халдей (а они все были жрецами и пользовались величайшим почетом).

(Николай Дамасский. История. Книга 2. Глава 12 (3; 9))

Если этот архонт был халдеем, значит он тоже, как и цари Русы в Наири, больше всего почитал бога Халди.

«Вавилоняне были самыми лучшими астрономами и превосходили всех искусным умением предсказывать будущее по снам и по чудесным явлениям, – словом, отличались познаниями во всём, что касается божественных дел.

Однажды Белесий беседовал с Арбаком неподалеку от ворот дворца возле каких-то яслей, из которых два коня рассыпали мякину. Вскоре наступило время полуденного отдыха, и Белесий заснул. Во сне ему показалось, будто он видит, как один из коней несёт в пасти и сыплет мякину на Арбака, который спал тут же.

Другой конь спрашивает его: «Зачем ты это делаешь, глупый? Зачем ты носишь мякину этому человеку?» А первый отвечает: «Я завидую ему: ведь он будет царствовать над всем, чем сейчас правит Сарданапал!» Увидев и услышав всё это, вавилонянин разбудил спящего мидийца. Имея обширные познания в божественных делах, он обдумывает значение этого сна и предлагает Арбаку пойти к реке Тигр, которая протекает близ Нина и омывает его стены.

Они шли и о многом беседовали, как это бывает у друзей, и Белесий сказал: «Ну, Арбак, если повелитель Сарданапал поставит тебя сатрапом Киликии, что ты дашь мне за эту добрую весть?»

Тот ответил: «Зачем ты смеешься надо мною, странный человек? Почему он поставит меня сатрапом Киликии и обойдёт других, которые лучше меня?»

На это Белесий возразил: «А если он все же даст тебе эту должность (ведь я говорю, потому что знаю нечто большее), как ты меня отблагодаришь?» Арбак ответил: «Тебе не пришлось бы меня упрекать: ты получил бы немалую долю моей власти».

Тогда Белесий сказал: «А если бы он сделал тебя сатрапом всей Вавилонии, кем буду я?» Арбак в ответ: «Перестань, ради Зевса, так меня оскорблять! Думаю, хоть я и мидиец, но не таков, чтобы вавилонянин мог смеяться надо мной».

Но Белесий произнёс: «Клянусь великим Белом, я говорю тебе это не в насмешку: ведь я догадываюсь о чем-то большем». Арбак сказал: «Если я стану сатрапом Вавилонии, то назначу тебя эпархом всей сатрапии». Вавилонянин ответил: «Я верю тебе. Но скажи мне вот что: если бы ты был царём над всем, чем теперь правит Сарданапал, что бы ты для меня сделал?»

На это Арбак сказал: «Если бы тебя, несчастный, услышал Сарданапал, то будь уверен, что мы оба погибли бы злой смертью. Но что тебе пришло в голову говорить такой вздор? Почему ты не перестанешь болтать?»

Тогда Белесий взял его за руку и произнёс, подчеркивая свои слова: «Клянусь этой десницей, столь для меня почтенной, и великим Белом, – я не шучу, а говорю, хорошо зная божественные предначертания!»

И Арбак ответил ему: «Я дам тебе Вавилон, и при твоём правления он будет свободен от налогов». А когда тот в подтверждение сказанного попросил дать ему правую руку, Арбак охотно протянул её.

И Белесий сказал: «Итак, ты будешь царём; будь уверен, это непреложно!». Порешив так, оба вернулись к воротам исполнять обычные обязанности»

(Николай Дамасский. История. Книга 2. Глава 12 (3; 9))

Позднее имя архонта Белесия или Велесия носил наместник Сирии и Ассирии:

«Наместниками тех царских областей, через которые мы (греки – Б.П.) прошли, в Лидии – Артим, во Фригии – Артаком, в Ликаонии и Каппадокии – Митридат, в Киликии – Сиеннесий, в Финикии и Аравии – Дерн, в Сирии и Ассирии – Велесий…»

(Ксенофонт. Анабасис. Книга VII. Глава VIII. Фрагмент 25)

Вероятно, Велесий был одним из наследников архонта. Его имя совпадает с именем русского бога Велеса. Вряд ли это было случайным совпадением. И если Велесий стал наместником в Сирии и Ассирии, то, значит, Арбак, когда пришёл к власти после Сарданапала, выполнил своё обещание, данное когда-то архонту.

И вот, оказывается, подданные Русы, сына Русы, после поражения от мидийцев направились из Наири именно к этому архонту Белесию или Велесию под защиту царя Набсура:

«Бяя Аигпета старена. Ти же щасе не имаехом еднаота. Бяхом ста яко овча безо Велеса Тои бо река онои, яко имемо ходяти примо, негда же крива а того не слоухащехомся. То бо то прце убиряи и велку часте русои Набсуру, потщена не стрежещёсе. Се бо тая одо вразех, а тако налезе на ова а до морру звета ся. Идша колнити главе сва подо вразке бише. Та то соилна в ршти натеце на овбо трие, а ти то ходяще со говяде до заходу суре, а тамо се страти. Наше же люде идяще до поде Набсур сар. А затем тои идяще а суре агинесте. Длуга бяше те лятои одерене трватесе. А тако пршеде дени, а русои те тецеша одо Набусару! Парце бо не текоща за не, а тако идяи до крае наше. А тамо бо сленша пснеща наша до Интру а Вола. На се боихом стале вероваще бояхомста со бзх, А до све бзе не нуте наше отце. Едине смехо моита носящете имяхом, а николе сме назоивате инакожде яко езеце…Коли бо одерень баблу ску терпяи. А кнзем их бя ту Набсур сар, Кии бо ихва под себя бораи подчиняшет. А то сва юна даяи до вое, а тагенд ло до чурсои, а чресл, на ланита утерпение, Имая тои бя киеми то терпя не могостехом… Заберехом све стадои, у вержехомся до полуноще, а упасехом душои наша».

(Велесова книга. Дощечки II 6в, II 6г)

Примерный упрощённый и грубый перевод текста Велесовой книги такой: Была Египта старина. Те же счастье не имели, однако стали как овцы без Велеса. Тот бо изрекал нам, как умеем ходить прямо, никогда же криво, а того не слушались. Так ибо тех праотцев убирали и великую часть русов Набсуру, потщена не стереглись. Сеи бо таясь от врагов, а так належит нам ова и до морру завертаться. Идоша клонить голову свою вражским бичам. Так то сильны в решении натечь на обочины три, а те что ходили с коровами ко заходу солнца, и там сих истратили. Наши же люди ходили под Набсура царя. А затем те ходили на солнце огненное. Долго были те лет одёрнуты оторватясь. И так прошли дни, и русы те текли от Набу царя. Праотцы ибо не теклись за ним, а так идя до краёв наших. И там бо слагали песни наши до Индры и Вола. На сих богов стали веровать, боявшись сих богов, а до своего бога не нуте наши отцы. Единым смехом мыто носящее имели ,и никогда смели называть иначе как язычи… Сколько бо одёрнутыми кабалу всякую терпели, который бо их под себя брал подчинивши. те своих юных давали до войны. И тогда ло до чурсов, и чресл, на щеки терпениеимели тогда бои киями то терпеть не могли… Забрали свои стада, повернули на полночь,и упасли души наши.

Согласно этим строкам Велесовой книги, русы в то время упоминали своего Велеса, какое-то время находились в Бабилоне и даже отдавали своих юношей на войну, но потом бежали от царя Набсура куда-то на север. Совпадения с библейскими преданиями и древнегреческими документами налицо. Куда же русы, подданные последнего Русы, могли бежать?

Именно в это время к северу от Бабилона всего однажды упоминались какие-то сыны Рассиса:

«Рассис (Книга Иудифи, глава II, строка 23) – земля или местность неизвестная, по Вульгате считаемая за Тарс в Киликии».

(Библейская энциклопедия. Стр. 597)

А Киликия – это земля на юге нынешней Турции на берегу Средиземного моря.

-10

И вот «В восемнадцатом году, в двадцать второй день первого месяца, последовало в доме Навуходоносора, царя Ассирийского, повеление – совершить, как он сказал, отмщение всей земле. Созвав всех служителей и всех сановников своих, он открыл им тайну своего намерения и своими устами определил всякое зло той земле. И они решили погубить всех, кто не повиновался слову уст его.

По окончании своего совещания, Навуходоносор, царь Ассирийский, призвал главного вождя войска своего, Олоферна, который был вторым по нём, и сказал ему: так говорит великий царь, господин всей земли: вот, ты пойдёшь от лица моего и возьмёшь с собою мужей, уверенных в своей силе, – пеших сто двадцать тысяч и множество коней с двенадцатью тысячами всадников, – и выйдешь против всей земли на западе за то, что не повиновались слову уст моих. И объявишь им, чтобы они приготовляли землю и воду, потому что я с гневом выйду на них, покрою всё лице земли их ногами войска моего и предам ему их на расхищение. Долы и потоки наполнятся их ранеными, и река, запруженная трупами их, переполнится; а пленных их я рассею по концам всей земли. Ты же отправившись завладей для меня всеми пределами их: которые сами сдадутся тебе, тех ты сохрани до дня обличения их; а непокорных да не пощадит глаз твой: предавай их смерти и разграблению по всей земле твоей. Ибо жив я, – и крепко царство моё: что сказал, то сделаю моею рукою. Не преступи же ни в чём слов господина твоего, но непременно исполни, как я приказал тебе, и не медли исполнением.

Олоферн, выйдя от лица господина своего, пригласил к себе всех сановников, полководцев и начальников войска Ассирийского, отсчитал для сражения отборных мужей, как повелел ему господин его, сто двадцать тысяч, и конных стрелков двенадцать тысяч, и привёл их в такой порядок, каким строится войско, идущее на сражение. Он взял весьма много верблюдов, ослов и мулов для обоза их, а овец, волов и коз – для продовольствия их – без числа, и много пищи для всех, и очень много золота и серебра из царского дома.

И выступил в поход со всем войском своим, чтобы предварить царя Навуходоносора и покрыть всё лицо земли на западе колесницами, конницею и отборною пехотою своею. И с ним вышли союзники в таком множестве, как саранча и как песок земной, потому что от множества не было и счёта им.

Пройдя путь трёх дней от Ниневии до передней стороны равнины Вектелеф, они поворотили от Вектелефа, близ горы, лежащей по левую сторону верхней Киликии.

Оттуда, взяв всё войско своё, пеших и конных и колесницы свои, он отправился в Нагорную страну; разбил Фудян и Лудян и разграбил всех сынов Рассиса и сынов Исмаила, живших в пустыне на юг к земле Хеллеонской.

Потом, переправившись чрез Евфрат, он прошёл Месопотамию и разрушил все высокие города при потоке Авроне до входа в море. Заняв пределы Киликии, он избил всех, противоставших ему и, пройдя до пределов Иафета, лежащих к югу на передней стороне Аравии, обошёл кругом всех сынов Мадиама, выжег жилища их и разграбил стада их.

Потом спустился на равнину Дамаска, во время жатвы пшеницы, выжег все нивы их, отдал на истребление стада овец и волов, разграбил города их, опустошил их поля и избил всех юношей их остриём меча. Страх и ужас напал на жителей приморской страны, обитавших в Сидоне и Тире, на жителей Сура и Окины и на всех жителей Иемнаана, – и все обитатели Азота и Аскалона сильно испугались его».

(Книга Иудифи. Глава II. Строки 1-28)

Согласно этому библейскому тексту, в 586 году до н.э. сыны Рассиса были разграблены войсками царя Набсура, поэтому им пришлось бежать куда-то ещё дальше на север. При этом сам Расис к тому времени уже ранее где-то умер или погиб.

Прусий и Вифиния

Через некоторое время на севере Турции впервые неизвестно откуда со своим родом появился некто Прусий. Он основал новый город:

«3… Пруса расположена на Мисийском Олимпе. Город обладает прекрасным государственным устройством, граничит с фригийцами и мисийцами. Он был основан Прусием, воевавшим с Крезом».

(Страбон. География. Книга ХII, глава IV)

Продолжение этой истории смотрите во время нашей 41-й встречи.