Как руководитель риелторской фирмы (уже не очень маленькой), могу сказать, что увольнение сотрудника такая же обыденность рабочего цикла агентства как и продажи. Главное помнить о том, что важно выйти из ситуации с минимальными затратами, как для бизнеса, так и для себя лично и для сотрудника.
Во-первых, если уходит ценный сотрудник стоит проанализировать, что пошло не так: может быть вы не дали ему возможности роста и развития и есть смысл попробовать замотивировать человека остаться? В таком случае стоит оценить все за и против, прежде чем предлагать оффер. Помните: гораздо проще поднять работоспособность сотрудника правильной мотивацией, чем обучать нового человека с нуля. Это может стать хорошим шагом в сторону расширения вашего бизнеса, просто дайте больше свободы действий специалисту и большую зону ответственности.
Во-вторых, проведите аудит условий труда. Как давно вы поднимали зарплаты? Может быть они уже давно не в рынке? Если так, задумайтесь о качестве сотрудников, которые согласны на такие условия. Один хороший сотрудник, стоит десятка плохих, но и зарплата у него должна соответствовать квалификации.
Другой вариант, когда уходит сотрудник, которого не жаль. Хорошо если он уходит по собственному желанию. А если есть необходимость уволить, но формально не за что? В таком случае, оптимальным решением будет увольнение по соглашению сторон. Некоторые работодатели в этом случае выплачивают бонус. Это необходимо для того, чтобы расстаться в хороших отношениях. Вообще, я искренне уверена, что если вы расстаётесь с сотрудником, это не значит что кто-то из вас плохой, а кто-то хороший. Помните об этом и всегда сохраняйте человеческое лицо, это сильно облегчит процесс расставания и для вас, и для сотрудника. Бывает так, что вы просто не подходите друг другу, вам не комфортно работать вместе и это немаловажная причина для расставания. Потому что, в таком случае, работоспособность человека будет только падать, проще говоря невозможно хорошо работать в условиях, когда тебе не комфортно.
Если сотрудник идёт на открытый конфликт, для руководителя это может обернуться достаточно серьёзными убытками. В моем опыте были истории с конфликтными увольнениями, кончалось это в случае агентства с проблемами по закрытию сделок с клиентами, которых вёл этот человек. Поэтому, кстати, так важно всю базу контактов и все данные хранить на общем сервере. От кражи данных это вас конечно не убережёт, но это уже хоть что-то.
Помните, что как бы хороши ни были ваши отношения с сотрудниками, они должны быть регламентированы документами: это договор и внутренний устав компании, чтобы в спорной ситуации у вас на руках были доказательства своей правоты, а не просто слова.
Работая с агентами, так же важно иметь инструменты, которые позволяют регулярно оценивать эффективность их работы. В наше время с этим хорошо справляются всевозможные системы по автоматизации (crm), они же могут хранить полную базу данных агентства со всеми клиентами, звонками, письмами, сообщениями и заметками риелторов. Именно эти данные, при необходимости уволить сотрудника, могут быть вашим козырем. Хотя конечно до последнего стоит избегать конфликта, потому что помимо баз, данных, клиентов, это ещё и репутационные потери.
Напоследок хочу пожелать вам так отбирать сотрудников, чтобы увольнять их приходилось как можно реже)))
Трудолюбивых сотрудников и удачи в бизнесе!