В этой публикации, в первой её части, я хочу изложить свою версию появления родителей в системе спортивной подготовки детей.
Было время, когда дети занимались в спортивных секциях и родителей не волновало:
- наличие плана учебно-тренировочных мероприятий спортивной группы на год;
- как быстро будет обучена тройным прыжкам дочка;
- почему ребёнку невозможно второй год попасть в сборную команду края;
- в какой манере делает замечания обучающимся тренер.
Их не беспокоило:
- в какой пятёрке играет их сын;
- какую сумму необходимо сдать для участия дочери (сына) в дополнительных занятиях;
- работа медпункта спортивного сооружения;
- стоимость обучения в спортивной школе;
- где взять деньги для участия в учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и контрольных играх.
Родители не вмешивались:
- в судейство;
- в тренировочный процесс;
- в определение основного состава на игру.
Но прошлое не вернуть, и мы-тренеры стали возмущаться, сопротивляться, жаловаться или приспосабливаться к вмешательству родителей. Руководителям ДЮСШ и региональных спортивных комитетов не удалось остаться в стороне и пришлось чаще отвечать на разные вопросы законных представителей несовершеннолетних детей.
Удар первой родительской волны приняли на себя тренеры. Большинство из них ещё не понимали, что в стране изменились политическая и экономическая ситуации, на смену одной общественной формации пришла другая.
Итогом происходящих изменений стало появление граждан, имеющих возможность распоряжаться и планировать личное время в соответствии со своими потребностями и на своё усмотрение. Кроме времени, некоторые из них имели деньги, иногда обладали - «телефонным правом». Появились первые коммерческие оздоровительные группы, в которых набирали детей с 4-6 лет. Папы и мамы, бабушки и дедушки стали принимать участие в организации досуга детей.
Наиболее разумные из них пытались оказать реальную помощь в проведении различных тренировочных мероприятий - как администраторы.
Возможность видеть и слышать тренера у других родителей появилась на основании того, что они были вынуждены приводить детей на занятие и готовить их к нему. Во время выполнения упражнений, бурно обсуждалось каждое слово и действие тренера, произведённое в процессе обучения. У некоторых из них появилась уверенность в том, что они лучше любого спортивного специалиста знают, как воспитать чемпиона. Если отдельных много понимающих или «влиятельных» родителей не устраивал тренер, собирали родительские собрания, писали письма, готовили обращения в вышестоящие инстанции или прокуратуру. В худших случаях - пугали физической расправой, унижали, могли поджечь личный автомобиль, доходило и до более печальных последствий.
Оплачивая работу тренера, аренду спортивных сооружений, приобретение спортинвентаря и участие в соревнованиях, родители решили, что имеют право управлять процессом обучения своих детей. «Кто платит тот и заказывает музыку» - эту поговорку тоже приводили в пример.
Возможность войти в процесс не была подкреплена локациями качественного взаимодействия, как правило, шла вразрез основным требованиям и критериям спортивной подготовки. Знания родителей были поверхностными, разрозненными, их требования часто носили предвзятый характер.
Так пришли (вмешались) родители в процесс обучения. Конфликт между ними и педагогами продолжается до сих пор, а дети часто оказываются заложниками этой ситуации.
Есть проблема, должны быть и пути её решения. Давайте поищем их вместе во второй части.