Руководитель проекта «Школа развития читательских компетенций» Мария Колчеданцева ответила на вопросы нашего канала и рассказала, что стоит знать родителям о своих детях и ШРЧК накануне нового учебного года.
Целевая аудитория ШРЧК — младшие подростки. В этом возрасте дети ещё советуются с родителями, в какие кружки и секции записываться. Что нужно знать о ШРЧК родителям?
Я сама мама и прекрасно понимаю, что родители не всегда могут правильно объяснить решение какой-то задачи, или как правильно выполнить какое-то упражнение, или как ответить на вопросы после прочитанного по литературе произведения. И некоторые родители или совсем отмахиваются от своего ребенка, мол, делай сам, или совершают другую ошибку — они начинают делать задание за ребенка. И обе ситуации не приносят, собственно говоря, никакого эффекта. Исключение, конечно, если ребенок на самом деле способен сам выполнить какие-то задачи, поставленные школой. Но есть и дети, которым требуется помощь. И каждый родитель своего ребенка знает, понимает, нужна ему помощь или он справится сам. И, конечно, отдать ребенка в кружок или секцию, где ребенка научат разбираться в том, с чем у него есть затруднения, — для родителей это важно. В нашей Школе мы рассказываем детям, как правильно проанализировать текст, как понять характер и поступки героя книги, как сформулировать идею, замысел литературного произведения. Конечно, они этому и на уроках литературы учатся, но мы понимаем, что не всем этого бывает достаточно.
Какова цель ШРЧК? Это просто дополнение к школьным урокам литературы?
Мы поставили перед собой на самом деле цель глобальную: повысить функциональную грамотность подростков через работу с текстом. Чтобы это стало достижимо, конечно, сузили в рамках деятельности «Школы развития читательских компетенций» : совместно со слушателями проекта мы анализируем только художественные произведения, которые не входят в школьную программу по литературе. На занятиях дети смогут научиться различным приемам работы с длинным текстом, выработают привычку осмысливать прочитанное, сформируют навыки целенаправленного чтения. Научившись этому на примере литературных текстов, ребенок сможет применять полученные знания, анализируя какие-то другие ситуации. На наших занятиях обучение проходит частично в форме игры, поэтому ребенок не чувствует никакого давления на себя, он новую информацию принимает легко, потому что его никто ничего не заставляет делать. Подростки это хорошо понимают и будут выполнять все поставленные задачи по собственному желанию, потому что им это интересно.
Что делать тем родителям, которые очень заинтересованы в том, чтобы их ребенок пришел на занятия ШРЧК, а ребенку этого не хочется?
На самом деле, если бы у меня была такая ситуация, я бы, наверное, взяла своего ребенка за руку и походила бы с ним какое-то количество времени на занятия. Пусть ребенок сам посмотрит — вдруг ему это будет интересно? Это первое. Второе — может быть, я увижу, почему моему ребенку это не интересно? И тогда мы оба получим определенный опыт. Если я пойму, что моему ребенку это неинтересно, ну, тогда, да, может быть, тогда имеет смысл и не заставлять его ходить на эти занятия. Но в любом случае, знания, пусть они будут небольшие, останутся как у ребенка, так и у родителя. Тем более, что наши занятия бесплатные, они больше кружково-секционные, а кружок — это всегда по желанию. Поэтому заставлять никого тут не нужно.
На 2020/2021 учебный год после каждого учебного модуля ШРЧК запланирована проектная деятельность. В школе ей тоже сейчас уделяется много внимания. Это роднит общеобразовательные школы и ШРЧК. Зачем вообще нужны эти проекты?
Сейчас у нас всё образование нацелено на то, чтобы ребенок по результату усвоенных знаний, которые ему дали на уроке, выдал собственный продукт — то, как он понял материал. И нам, собственно говоря, как преподавателям нашего курса и как авторам нашего курса важно тоже понимать, как ребенок понял то, что мы ему дали. Это не должно быть сочинение, это должен быть какой-то мини-проект. Это позволяет узнать, так ли мы представляем для себя, как должен выглядеть результат тех знаний, которые мы ребенку давали, как их на самом деле ребенок усваивает. Может быть, наши планируемые результаты не совпадают с реальными, с тем, что реально получил ребенок. И проектная деятельность нужна как ребенку — он получает зримый результат своего обучения, так и нам, чтобы в дальнейшем проанализировать нашу собственную программу, наш читательский дневник, правильно ли все в них выстроено, в таком ли виде мы даем знания, как это нужно. Это обоюдная проверка. Мы видим, что получается у ребёнка и что получается или не получается у нас. Это позволяет скорректировать нашу совместную работу и приблизить её к детям.
Зачем нужен читательский дневник?
Без наглядности, без того, чтобы потрогать, почеркать, порисовать, мне кажется, обучение очень тяжело себе представить. Показывать «на пальцах» очень тяжело. Нужно, чтобы первое время ребенок видел, что от него хотят, имел перед глазами образец или даже шаблон, который потом сможет видоизменять под себя. Выполняя задания, ребенок должен видеть, что и куда он записывает, видеть форму. Это очень влияет на память. Кто-то лучше запоминает информацию на слух, кто-то — больше зрительно, а кто-то — когда руками записывает, а лучше, чтобы всё это было задействовано при обучении одновременно. Поэтому читательский дневник очень важен. Впоследствии, когда ребенок научится использовать методы и приемы, которым мы учим на своих занятиях, он уже, может быть, сможет и в голове своей все эти схемы выстраивать, а сейчас мы учим его пока на бумаге.
Если у вас есть вопросы к Марии Колчеданцевой, напишите их в комментария под этим постом. Мы попросим руководителя ШРЧК ответить на них и при необходимости свяжемся с вами.